Педагогические условия формирования экологической культуры школьников в процессе учебной деятельности в интересах устойчивого развития
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-53-60
Аннотация
Целью исследования является выявление, в условиях глобального экологического кризиса, комплекса педагогических условий процесса формирования экологической культуры школьников в интересах устойчивого развития.
Методы. Наблюдение, анализ, изучение и обобщение педагогического опыта и научной литературы, посвященной формированию экологической культуры.
Результат. На основе опыта школьных учителей и собственной многолетней педагогической деятельности в общеобразовательной школе выявлены эффективные педагогические условия формирования экологической культуры школьников в процессе учебной деятельности.
Вывод. Использование в общеобразовательной школе выявленных педагогических условий формирования экологической культуры школьников (в интересах устойчивого развития региона) в процессе учебной деятельности, основывается на реализации «смешанной модели» с обязательным изучением междисциплинарного курса «Экология Дагестана», что способствует повышению их эффективности.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Г. НедюрмагомедовРоссия
Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзоевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет; учитель биологии и экологии, Новомугурухская СОШ Чародинского района
Махачкала, Уйташ
З. В. Атаев
Россия
Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор, кафедра географии и методики преподавания, директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, Дагестанский государственный педагогический университет; старший научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН; старший научный сотрудник Центра географических исследований, Кабардино-Балкарский научный центр РАН
Махачкала, Нальчик
Список литературы
1. Ишков А. Г. Новая модель развития // Биология в школе. 1994. № 3. С. 9-12.
2. Гагарин А. В. Теория и менеджмент экологического образования. М.: Изд-во «Социум», 2002. 160 с.
3. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. 624 с.
4. Недюрмагомедов Г. Г., Багирова И. А. Экология Дагестана (Западный Прикаспий): 9 класс: учебное пособие для 9-х (10-х) классов общеобразовательных учреждений. Махачкала: АЛЕФ, 2014. 266 с.
5. Несговорова Н. П., Ионина Н. Г., Охапкина Е. Н. Методика экологического образования школьников. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. 113 с.
6. Суравегина И. Т. Общеобразовательные цели экологии в контексте концепции устойчивого развития // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород, 1998. 208 c.
7. Устойчивое развитие сибирских регионов / Ю. И. Винокуров и др. Новосибирск, 2003. 240 c.
8. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
9. Шилов И. А. Экология. М.: Высшая школа, 2009. 511 с.
10. Янакиева Е. К. Методологически основи на екологическото възпитание // Педагогика. 2002. Кн. 4. С. 18-28.
Рецензия
Для цитирования:
Недюрмагомедов Г.Г., Атаев З.В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников в процессе учебной деятельности в интересах устойчивого развития. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(4):53-60. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-53-60
For citation:
Nedyurmagomedov G.G., Ataev Z.V. Pedagogical Conditions for the Formation of Ecological Culture of Schoolchildren in the Process of Educational Activities in the Interests of Sustainable Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(4):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-53-60