«Сложный план» в заданиях ЕГЭ по обществознанию: структура и типология
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-53-58
Аннотация
Цель. Создать классификацию тем сложных планов на основе их структурных особенностей, которая позволит в соответствии с критериями данного задания ЕГЭ по обществознанию, выделить типы сложных планов, имеющие единую или схожую структуру компонентов, что упростит для учащихся задачу выбора оптимальной структуры сложного плана и его существенных («обязательных») компонентов.
Методы. Контент-анализ материалов ЕГЭ федерального института педагогических измерений (ФИПИ) по обществознанию.
Результаты. На основе анализа тем сложного плана, содержащихся в Открытом банке заданий ЕГЭ по обществознанию, и в сборниках экзаменационных вариантов, выпущенных разработчиками контрольно-измерительных материалов ФИПИ, составлена типология тем сложных планов, основанная на учете структурных особенностей темы и характере раскрываемых в ней причинно-следственных, функциональных или иерархических связей. Приведены образцы тем сложного плана, соответствующего типа.
Выводы. Существует неопределенность в условиях задания по составлению сложного плана темы, связанная с требованием включить в него пункты, «раскрывающие тему по существу». Наличие такого критерия предполагает, что для успешного выполнения задания экзаменуемый должен уметь определять структурные особенности темы и выделить его значимые компоненты. В этой связи важное значение приобретает классификация типов планов в зависимости от формулировки темы, её структурно-содержательных характеристик, которая представлена в данной работе.
Об авторе
П. Ш. МагомедовРоссия
Магомедов Пахрудин Шабанович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития личности, Дагестанский ГПУ; кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Дагестанский ГУ, филиал в г. Кизляре.
Махачкала, Кизляр
Список литературы
1. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по обществознанию. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fipi.ru/materials (дата обращения: 15.07.2021).
2. ЕГЭ. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М., 2021.
3. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. 2022 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fipi.ru/materials (дата обращения: 15.07.2021).
4. Магомедов П. Ш. Мини-сочинение в заданиях ЕГЭ по обществознанию: концепция и проблема критериев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. «Психолого-педагогические науки». Т. 14. № 1. 2020.
5. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fipi.ru/materials (дата обращения: 15.07.2021).
6. Открытый банк тестовых заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (дата обращения: 15.07.2021).
7. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по обществознанию. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fipi.ru/materials (дата обращения: 15.07.2021).
8. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fipi.ru/materials (дата обращения: 15.07.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Магомедов П.Ш. «Сложный план» в заданиях ЕГЭ по обществознанию: структура и типология. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(3):53-58. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-53-58
For citation:
Magomedov P.Sh. "Complex Plan" in the Tasks of the Unified State Exam in Social Science: Structure and Typology. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(3):53-58. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-53-58