Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Методы арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-49-55

Аннотация

Цель. Осветить в данной статье вопросы, связанные с проблемой эмоционального выгорания и сохранения психического здоровья педагогов. Показать возможности методов арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, методы арт-терапии, игровые задания, наблюдение. Результаты. Дано теоретическое обоснование роли арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На практике показано, что разнообразие арт-терапевтических форм работы с педагогами, страдающими эмоциональным выгоранием, позволяет психологу выбрать техники, которые позволяют лучше установить доверительный контакт, позволяет упростить и «обезопасить» процесс осознавания, выражения, отреагирования эмоций, способствует снижению защитных, бессознательных механизмов и переживанию сопутствующих им сильных эмоций, часто сдерживаемых педагогами в силу их профессиональной этики. Вывод. Разнообразие методов и форм арт-терапии позволяет психологу выбрать арт-терапевтические техники, в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Об авторе

М. К. Магомедова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Магомедова Марьям Курбановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования.

Махачкала



Список литературы

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб: Речь. 2004. 272 с.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999. 105 с.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

4. Магомедова М. К., Магомедова Д. Г. Cоциально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях ГКУ РД РЦДПОВ // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 382-387.

5. Магомедова М. К. Использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 71-75.

6. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 45-49.

7. Форманюк Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 12-16.

8. Янданова Т. И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях: автореф. канд. психол. наук: 19.00.10. М., 2000.


Рецензия

Для цитирования:


Магомедова М.К. Методы арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(1):49-55. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-49-55

For citation:


Magomedova M.K. Methods of Art Therapy in the Prevention of Emotional Burnout Among Teachers Working with Children with Disabilities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(1):49-55. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-49-55

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)