Формирование инклюзивной социокультурной среды в России
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-121-125
Аннотация
Цель исследования – изучить практические аспекты формирования позитивной инклюзивной социокультурной среды в России.
Методы. Теоретико-практический анализ, экспертная оценка, наблюдение, глубинные интервью с родителями и лицами ближайшего социального окружения людей с инвалидностью и ОВЗ.
Результаты. В ходе практического исследования обозначен ряд факторов, способствующих более позитивному отношению населения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, рассмотрен потенциал движения «Абилимпикс» и добровольческого корпуса
«Волонтеры инклюзии» в создании условий для трудоустройства и профессиональной социализации таких граждан.
Выводы. Формирование позитивной инклюзивной социокультурной среды в России тесно связано с созданием условий для профессиональной ориентации, трудоустройства и профессиональной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ. Движение «Абилимпикс» способствует созданию таких условий, однако нуждается в совершенствовании деятельности в связи с тем, что в структуре инвалидности около 80 % составляют лица с ментальной и психической патологией. Значимым фактором формирования позитивной инклюзивной среды в России выступает развитие добровольческого корпуса «Волонтеры инклюзии».
Ключевые слова
Об авторе
П. О ОмароваРоссия
Омарова Патимат Омаровна, кандидат психологических наук, профессор, декан факультета специального (дефектологического) образования
Махачкала
Список литературы
1. Гаджимагомедова Л. П. Добровольческое сопровождение взрослых слепоглухих // Открытый мир: объединяем усилия. Материалы всероссийского (с международным участием) форума / отв. редактор О. Р. Ворошнина. Пермь: Изд-во Пермского гос. гуманит-пед. ун-та, 2017. С. 275–280.
2. Бажукова О. А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). С. 6–11.
3. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365–3369.
4. Омарова П. О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29–34.
5. Омарова П. О., Зайнулабидов Б. М., Магомедов Д. З. Модель воспитания социальной ответственности школьников в условиях добровольческой деятельности // Молодёжь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру. Матер. Междунар. форума. Ставрополь: ООО ИД ТЭСЭРА, 2017. С. 514–518.
6. Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества: методические материалы по образовательной программе I республиканского форума Движения добровольцев Дагестана «ДДД (3Dформат)-2011» / под ред. П. О. Омаровой. М.: Парнас, 2011. 196 с.
Рецензия
Для цитирования:
Омарова П.О. Формирование инклюзивной социокультурной среды в России. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):121-125. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-121-125
For citation:
Omarova P.O. Building the Inclusive Socio-Cultural Space in Russia. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):121-125. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-121-125