Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Формирование инклюзивной социокультурной среды в России

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-121-125

Аннотация

Цель исследования – изучить практические аспекты формирования позитивной инклюзивной социокультурной среды в России.

Методы. Теоретико-практический анализ, экспертная оценка, наблюдение, глубинные интервью с родителями и лицами ближайшего социального окружения людей с инвалидностью и ОВЗ.

Результаты. В ходе практического исследования обозначен ряд факторов, способствующих более позитивному отношению населения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, рассмотрен потенциал движения «Абилимпикс» и добровольческого корпуса

«Волонтеры инклюзии» в создании условий для трудоустройства и профессиональной социализации таких граждан.

Выводы. Формирование позитивной инклюзивной социокультурной среды в России тесно связано с созданием условий для профессиональной ориентации, трудоустройства и профессиональной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ. Движение «Абилимпикс» способствует созданию таких условий, однако нуждается в совершенствовании деятельности в связи с тем, что в структуре инвалидности около 80 % составляют лица с ментальной и психической патологией. Значимым фактором формирования позитивной инклюзивной среды в России выступает развитие добровольческого корпуса «Волонтеры инклюзии».

Об авторе

П. О Омарова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Омарова Патимат Омаровна, кандидат психологических наук, профессор, декан факультета специального (дефектологического) образования 

Махачкала

 



Список литературы

1. Гаджимагомедова Л. П. Добровольческое сопровождение взрослых слепоглухих // Открытый мир: объединяем усилия. Материалы всероссийского (с международным участием) форума / отв. редактор О. Р. Ворошнина. Пермь: Изд-во Пермского гос. гуманит-пед. ун-та, 2017. С. 275–280.

2. Бажукова О. А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). С. 6–11.

3. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365–3369.

4. Омарова П. О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29–34.

5. Омарова П. О., Зайнулабидов Б. М., Магомедов Д. З. Модель воспитания социальной ответственности школьников в условиях добровольческой деятельности // Молодёжь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру. Матер. Междунар. форума. Ставрополь: ООО ИД ТЭСЭРА, 2017. С. 514–518.

6. Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества: методические материалы по образовательной программе I республиканского форума Движения добровольцев Дагестана «ДДД (3Dформат)-2011» / под ред. П. О. Омаровой. М.: Парнас, 2011. 196 с.


Рецензия

Для цитирования:


Омарова П.О. Формирование инклюзивной социокультурной среды в России. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):121-125. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-121-125

For citation:


Omarova P.O. Building the Inclusive Socio-Cultural Space in Russia. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):121-125. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-121-125

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)