Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Дискретные аналоги понятий непрерывной математики в комплексном обучении математике в профильной школе

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-115-120

Аннотация

Цель – на основе методологических принципов комплексного обучения математике разработать эффективный методический инструментарий выявления категориальных признаков во взаимодействиях методических объектов непрерывной и дискретной математики для создания и использования соответствующих понятий в обучении математике на уровне профильной школы.

Методы. Анализ взаимодействия методических объектов непрерывной и дискретной математики, аналогия проявления их категориальных признаков и синтез различных подходов в контексте междисциплинарной интеграции в сфере образования.

Результаты. Методически обосновано онтологическое единство понятий производной непрерывной функции и конечной разности дискретной функции. Обнаруженные аналогии свойств операций дифференцирования непрерывной функции и конечной разности дискретной функции позволили обобщить формулу Ньютона – Лейбница для некоторого класса функций и применить ее для исследования рекуррентных формул и вычисления сумм членов некоторых рациональных последовательностей заданной степени.

Выводы. Комбинирование идей и методов непрерывной и дискретной математики способствует целостному восприятию методических объектов, формируя соответствующие компетенции у студентов, и обобщению базовых математических понятий на различных уровнях образования, обеспечивая тем самым непрерывность и преемственность математического образования в целом.

Об авторах

Г. А. Ярахмедов
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Ярахмедов Гаджиахмед Абдулганиевич, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра высшей математики

Махачкала



Т. С. Гаджиев
Дагестанский государственный университет
Россия

Гаджиев Тажудин Сиражудинович, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных технологий и безопасности компьютерных систем

Махачкала

 



Список литературы

1. Гашков С. Б. Современная элементарная алгебра в задачах и решениях. М.: МЦНМО, 2006. 328 с.

2. Дорофеев С. Н. Теория и практика формирования творческой активности будущих учителей математики в педагогическом вузе. Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2000. 44 с.

3. Саранцев Г. И. Современное методическое мышление // Педагогика. 2010. № 1. С. 31–40.

4. Саранцев Г. И. Современные методы исследования в предметных методиках // Педагогика. 2015. № 6. С. 34–42.

5. Ярахмедов Г. А. Комплексный подход к математическому образованию в педагогическом вузе: теория и методология. Монография. Махачкала: АЛЕФ, 2013. 340 с.

6. Yarakhmedov G. A. On the geometric foundation of measure theory in mathematics education. International Conference “Process Management and Scientific Developments”, Birmingham, United Kingdom, 2020, pp. 48–55.


Рецензия

Для цитирования:


Ярахмедов Г.А., Гаджиев Т.С. Дискретные аналоги понятий непрерывной математики в комплексном обучении математике в профильной школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):115-120. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-115-120

For citation:


Yarakhmedov G.A., Hajiyev T.S. Discrete Analogues of the Continuous Mathematics Concepts in the Comprehensive Teaching of Mathematics in a Specialized School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):115-120. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-115-120

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)