Сущность и структура педагогических технологий
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-101-108
Аннотация
Цель статьи – раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «педагогическая технология».
Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы, различных трактовок понятия «педагогическая технология», рефлексия зарубежного, отечественного и собственного опыта реализации идей педагогической технологии.
Результаты. Словосочетание «педагогическая технология» вошло в терминологию педагогической науки и практики в 60-х годах XX столетия, когда во многих странах активизировались поиски путей повышения эффективности образовательного процесса. Одни ученые подтверждали новизну и ценность педагогической технологии, другие ее отрицали, третьи считали педагогическую технологию игрой слов, заменой понятия «методика», четвертые полагали методический подход к изучению учебных дисциплин единственно верным и безальтернативным, пятые отождествляли методику обучения и педагогическую технологию. С нашей точки зрения, этот разброс мнений до сих пор не преодолен и остается дискуссионным в отечественном образовании. Очевидные достижения отечественных ученых-педагогов конца XX века в обосновании различных аспектов технологического подхода к образовательному процессу не привели к формированию целостного представления о педагогической технологии и ее составляющих.
Выводы. Проведенный анализ позволяет рассматривать педагогическую технологию как спроектированную упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению образовательных целей.
Об авторах
М. Х. ХайбулаевРоссия
Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, кандидат педагогических наук, профессор, директор, Институт непрерывного образования
Махачкала
Р. В. Сулейманова
Россия
Сулейманова Раисат Валиабдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики
Махачкала
Д. А. Салманова
Россия
Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики
Махачкала
Ш. А. Магомедов
Россия
Магомедов Шамиль Абдулмажидович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела практик
Махачкала
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Изд-во «Прогресс», 1986. 422 с.
2. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Десять мифов технологического подхода в образовании // Педагогические технологии. 2008. № 4. С. 28–42.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
4. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9. С. 123–128.
5. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 84 с.
6. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. 411 с.
7. Ильина Т. А. Педагогическая технология // Буржуазная педагогика на современном этапе: Критический анализ. М.: Педагогика, 1984. С. 200–216.
8. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013. 224 с.
9. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. 75 с.
10. Минбулатов В. М., Неверкович С. Д. Педагогическая технология: эволюция понятия, сущность, опыт разработки. Махачкала, 2000. 74 с.
11. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. 318 с.
12. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. С. 20–27.
13. Олешков М. Ю. Педагогическая технология: проблемы классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: сборник научных трудов. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 5–19.
14. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: ООО «НИИ школьных технологий», 2006. 816 с.
15. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. 250 c.
16. Уман А. И. Технологический подход к обучению: учебное пособие для вузов. М.: Издво ЮРАЙТ, 2019. 171 с.
17. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 157 с.
18. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
19. Glossary of educational technology terms. Prep. by the Div. of educational sciences, contents a. methods of education, UNESCO for the Intern. bureau of education, Paris, Unesco, 1986, 239 p.
20. Bloom Benjamin S. (ed.) Taxonomy of Educational Objectives, the Classification of Educational Goals, Handbook I: Cognitive Domain, New York, Longmans, Green and Company, 1956, 207 p.
Рецензия
Для цитирования:
Хайбулаев М.Х., Сулейманова Р.В., Салманова Д.А., Магомедов Ш.А. Сущность и структура педагогических технологий. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):101-108. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-101-108
For citation:
Khaybulaev M.Kh., Suleymanova R.S., Salmanova D.A., Magomedov Sh.A. Pedagogical Technology Essence and Structure. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):101-108. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-101-108