Использование кейс-технологии в формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-83-92
Аннотация
Цель работы – определение содержания и структурных компонентов кейс-технологии для формирования профессиональной компетенции в условиях развития нелинейного мышления у студентов при изучении дисциплины «Электронные и оптико-электронные приборы специального назначения» по образовательной программе подготовки инженеров для оптико-электронного приборостроения.
Методы. Теоретические: анализ научной литературы по методике преподавания; педагогическое моделирование содержания кейса; изучение, систематизация традиционного и инновационного педагогического опыта. Эмпирические: психолого-педагогическое прямое наблюдение за учебным процессом, беседа, оценивание результатов их учебной деятельности.
Результаты. Авторы используют в практике преподавания ситуативно-обусловленный кейс-метод, основанный на индуктивном подходе к решению проблемных задач, способствующий развитию у студентов креативного нелинейного мышления. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной кейс-технологии в формировании у студентов профессионально значимых компетенций при изучении дисциплины «Электронные и оптико-электронные приборы специального назначения».
Выводы. В рамках компетентностного подхода разработана модель реализации кейсов для активизации нелинейного мышления у студентов в ходе их профессионально ориентированной деятельности. Сформированы структура и содержание обучающих и исследовательских кейсов, которые могут использоваться в целях подготовки студентов к занятиям по специальным техническим дисциплинам на уровне требований современных образовательных стандартов подготовки инженера.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. РыжоваРоссия
Рыжова Виктория Александровна, кандидат технических наук, доцент, инженерно-исследовательский факультет
Санкт-Петербург
А. И. Демченко
Россия
Демченко Ангелина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германских и восточных языков и методики преподавания
Махачкала
Список литературы
1. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. 2005. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogo-protsessa-obucheniya-v-informatsionnoy-srede (дата обращения 08.10.2021).
2. Давиденко А. А. Нелинейное мышление и его проявления в профессиональной деятельности учителя // Учёные записки ЗабГУ. Основополагающие подходы в образовании. 2016. Том № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nelineynoe-myshlenie-i-ego-proyavleniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения 08.10.2021).
3. Даммер М. Д., Зубова Н. В. Методика обучения физике в техническом вузе на основе комплексной кейс-технологии // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 2. С. 9–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-fizike-vtehnicheskom-vuze-na-osnove-kompleksnoy-keystehnologii (дата обращения 08.10.2021).
4. Двуличанская Н. Н., Пясецкий В. Б. Инженерная педагогика: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-praktikoorientirovannyy-podhod (дата обращения 04.09.2021).
5. Жигилей И. М. Формирование профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании // Преподаватель XXI ВЕК. Наука, образование, технологии. Инновационные процессы в образовании. 2012. № 1. C. 29–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-s-pomoschyu-keys-metoda-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения 08.10.2021).
6. Зубова Н. В. Комплексная кейстехнология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза // Вестник Вятского государственного университета. 2014.№ 4. С. 137–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-fizike-vtehnicheskom-vuze-na-osnove-kompleksnoy-keystehnologii (дата обращения 04.09.2021).
7. Кириллова Д. А. Кейс-задачи как основа фонда оценочных средств по математическому анализу для направления 01.03.02 Прикладная математика и информатика // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 10 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-zadachikak-osnova-fonda-otsenochnyh-sredstv-po-matematicheskomu-analizu-dlya-napravleniya-0103-02-prikladnaya-matematika-i (дата обращения 04.10.2021).
8. Никифорова С. В. Возможности casestudy инжиниринга технических объектов в формировании у студентов профессиональных компетенций // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-case-study-inzhiniringa-tehnicheskih-obektov-v-formirovanii-u-studentov-professionalnyh-kompetentsiy (дата обращения 04.10.2021).
9. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 368 c.
10. Рыжова В. А., Демченко А. И. Компетентностный подход как основа профессионального образования в техническом вузе // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 183–188.
11. Сташкевич О. Специфика нелинейного научного мышления и необходимость его формирования у участников образовательного процесса. URL: https://scibook.net/filosofiya-naukiknigi/spetsifika-nelineynogo-nauchnogo-myishleniya-30426.html (дата обращения 04.10.2021).
12. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Харитонова О. В., Багаутдинова А. Ш., Джавлах Е. С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебнометодическое пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2017. 100 с.
Рецензия
Для цитирования:
Рыжова В.А., Демченко А.И. Использование кейс-технологии в формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):83-92. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-83-92
For citation:
Ryzhova V.A., Demchenko A.I. Using the Case Technology in Building the Professional Competencies of Technical University Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):83-92. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-83-92