Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Использование кейс-технологии в формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-83-92

Аннотация

Цель работы – определение содержания и структурных компонентов кейс-технологии для формирования профессиональной компетенции в условиях развития нелинейного мышления у студентов при изучении дисциплины «Электронные и оптико-электронные приборы специального назначения» по образовательной программе подготовки инженеров для оптико-электронного приборостроения.

Методы. Теоретические: анализ научной литературы по методике преподавания; педагогическое моделирование содержания кейса; изучение, систематизация традиционного и инновационного педагогического опыта. Эмпирические: психолого-педагогическое прямое наблюдение за учебным процессом, беседа, оценивание результатов их учебной деятельности.

Результаты. Авторы используют в практике преподавания ситуативно-обусловленный кейс-метод, основанный на индуктивном подходе к решению проблемных задач, способствующий развитию у студентов креативного нелинейного мышления. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной кейс-технологии в формировании у студентов профессионально значимых компетенций при изучении дисциплины «Электронные и оптико-электронные приборы специального назначения».

Выводы. В рамках компетентностного подхода разработана модель реализации кейсов для активизации нелинейного мышления у студентов в ходе их профессионально ориентированной деятельности. Сформированы структура и содержание обучающих и исследовательских кейсов, которые могут использоваться в целях подготовки студентов к занятиям по специальным техническим дисциплинам на уровне требований современных образовательных стандартов подготовки инженера.

Об авторах

В. А. Рыжова
Национальный исследовательский университет ИТМО
Россия

Рыжова Виктория Александровна, кандидат технических наук, доцент, инженерно-исследовательский факультет

Санкт-Петербург



А. И. Демченко
2Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Демченко Ангелина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германских и восточных языков и методики преподавания

Махачкала



Список литературы

1. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. 2005. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogo-protsessa-obucheniya-v-informatsionnoy-srede (дата обращения 08.10.2021).

2. Давиденко А. А. Нелинейное мышление и его проявления в профессиональной деятельности учителя // Учёные записки ЗабГУ. Основополагающие подходы в образовании. 2016. Том № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nelineynoe-myshlenie-i-ego-proyavleniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения 08.10.2021).

3. Даммер М. Д., Зубова Н. В. Методика обучения физике в техническом вузе на основе комплексной кейс-технологии // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 2. С. 9–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-fizike-vtehnicheskom-vuze-na-osnove-kompleksnoy-keystehnologii (дата обращения 08.10.2021).

4. Двуличанская Н. Н., Пясецкий В. Б. Инженерная педагогика: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-praktikoorientirovannyy-podhod (дата обращения 04.09.2021).

5. Жигилей И. М. Формирование профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании // Преподаватель XXI ВЕК. Наука, образование, технологии. Инновационные процессы в образовании. 2012. № 1. C. 29–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-s-pomoschyu-keys-metoda-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения 08.10.2021).

6. Зубова Н. В. Комплексная кейстехнология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза // Вестник Вятского государственного университета. 2014.№ 4. С. 137–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-fizike-vtehnicheskom-vuze-na-osnove-kompleksnoy-keystehnologii (дата обращения 04.09.2021).

7. Кириллова Д. А. Кейс-задачи как основа фонда оценочных средств по математическому анализу для направления 01.03.02 Прикладная математика и информатика // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 10 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-zadachikak-osnova-fonda-otsenochnyh-sredstv-po-matematicheskomu-analizu-dlya-napravleniya-0103-02-prikladnaya-matematika-i (дата обращения 04.10.2021).

8. Никифорова С. В. Возможности casestudy инжиниринга технических объектов в формировании у студентов профессиональных компетенций // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-case-study-inzhiniringa-tehnicheskih-obektov-v-formirovanii-u-studentov-professionalnyh-kompetentsiy (дата обращения 04.10.2021).

9. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 368 c.

10. Рыжова В. А., Демченко А. И. Компетентностный подход как основа профессионального образования в техническом вузе // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 183–188.

11. Сташкевич О. Специфика нелинейного научного мышления и необходимость его формирования у участников образовательного процесса. URL: https://scibook.net/filosofiya-naukiknigi/spetsifika-nelineynogo-nauchnogo-myishleniya-30426.html (дата обращения 04.10.2021).

12. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Харитонова О. В., Багаутдинова А. Ш., Джавлах Е. С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебнометодическое пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2017. 100 с.


Рецензия

Для цитирования:


Рыжова В.А., Демченко А.И. Использование кейс-технологии в формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):83-92. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-83-92

For citation:


Ryzhova V.A., Demchenko A.I. Using the Case Technology in Building the Professional Competencies of Technical University Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):83-92. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-83-92

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)