Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29
Аннотация
Целью исследования являлось рассмотреть онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника. Методы. Анализ педагогической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. Интерес автора сконцентрирован на вопросе о сохранении прежних идентичностей, формировании новых, их структуре и динамике. Автором рассмотрен широкий круг исследований, посвященных различным сторонам феномена идентичности личности достаточно обширен, однако, в которых малоизучены остаются многие вопросы, касающиеся особенностей становления идентичности, в условиях общеобразовательного учреждения в частности. Вывод. Опираясь на труды исследователей по указанной проблеме, мы пришли к выводу, что процесс отождествления себя с группой происходит у детей быстрее при профильной ориентации образования. То есть можно предположить, что в ситуации большей определённости занятий ребёнка, он может сознательно или подсознательно привязаться к этому делу, а впоследствии и к группе «коллег».
Об авторах
Д. З. АтаеваРоссия
Атаева Джамиля Зиявдиновна - кандидат педагогических наук, специалист учебно-методического отдела, Межрегиональный центр профессиональных компетенций.
Махачкала
А. М. Мугаджирова
Россия
Мугаджирова Аида Магомедсултановна - старший преподаватель, Колледж гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Махачкала
М. М. Исаева
Россия
Исаева Марина Магомедовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, ДГПУ; специалист по социальной работе, Республиканский наркологический диспансер.
Махачкала
Список литературы
1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию / под ред. Н. А. Головина; пер. с нем. СПб.: Алетейя, 2000. 265 с.
2. Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Киев: Port-Royal, 1997. 400 с.
3. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2003. 15 с.
4. Кузьмин М. Ю. Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dinamiki-identichnosti-mladshihshkolnikov-podrostkov-i-lits-yunosheskogo-vozrasta. Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 54-66 (дата обращения: 28.04.2017).
5. Мазилова Г. Б. Динамика социальной идентичности в меняющихся общественных условиях: автореф. дисс. … канд. наук. Ярославль, 2006. 17 с.
6. Микляева А. В., Румянцева П. В. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика. Вестник ТГПУ. 2009. № 5. С. 129-133.
7. Петраш Е. А. Нарушение социальной идентичности при зависимости от курительных смесей. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 1. С. 125-129.
8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Азбука-Аттикус, 2003. 192 с.
9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Серия: Библиотека зарубежной психологии. М.: Флинта, 2006. 342 с.
11. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 300 с.
Рецензия
Для цитирования:
Атаева Д.З., Мугаджирова А.М., Исаева М.М. Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(1):23-29. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29
For citation:
Atayeva J.Z., Mugajirova A.M., Isaeva M.M. The Ontogenesis оf Social Identity Formation оf а Young Pupil's Social Identity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(1):23-29. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29