Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29

Аннотация

Целью исследования являлось рассмотреть онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника. Методы. Анализ педагогической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. Интерес автора сконцентрирован на вопросе о сохранении прежних идентичностей, формировании новых, их структуре и динамике. Автором рассмотрен широкий круг исследований, посвященных различным сторонам феномена идентичности личности достаточно обширен, однако, в которых малоизучены остаются многие вопросы, касающиеся особенностей становления идентичности, в условиях общеобразовательного учреждения в частности. Вывод. Опираясь на труды исследователей по указанной проблеме, мы пришли к выводу, что процесс отождествления себя с группой происходит у детей быстрее при профильной ориентации образования. То есть можно предположить, что в ситуации большей определённости занятий ребёнка, он может сознательно или подсознательно привязаться к этому делу, а впоследствии и к группе «коллег».

Об авторах

Д. З. Атаева
Межрегиональный центр профессиональных компетенций
Россия

Атаева Джамиля Зиявдиновна - кандидат педагогических наук, специалист учебно-методического отдела, Межрегиональный центр профессиональных компетенций.

Махачкала



А. М. Мугаджирова
Колледж гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Россия

Мугаджирова Аида Магомедсултановна - старший преподаватель, Колледж гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Махачкала



М. М. Исаева
Дагестанский государственный педагогический университет; Республиканский наркологический диспансер
Россия

Исаева Марина Магомедовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, ДГПУ; специалист по социальной работе, Республиканский наркологический диспансер.

Махачкала



Список литературы

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию / под ред. Н. А. Головина; пер. с нем. СПб.: Алетейя, 2000. 265 с.

2. Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Киев: Port-Royal, 1997. 400 с.

3. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2003. 15 с.

4. Кузьмин М. Ю. Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dinamiki-identichnosti-mladshihshkolnikov-podrostkov-i-lits-yunosheskogo-vozrasta. Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 54-66 (дата обращения: 28.04.2017).

5. Мазилова Г. Б. Динамика социальной идентичности в меняющихся общественных условиях: автореф. дисс. … канд. наук. Ярославль, 2006. 17 с.

6. Микляева А. В., Румянцева П. В. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика. Вестник ТГПУ. 2009. № 5. С. 129-133.

7. Петраш Е. А. Нарушение социальной идентичности при зависимости от курительных смесей. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 1. С. 125-129.

8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Азбука-Аттикус, 2003. 192 с.

9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Серия: Библиотека зарубежной психологии. М.: Флинта, 2006. 342 с.

11. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 300 с.


Рецензия

Для цитирования:


Атаева Д.З., Мугаджирова А.М., Исаева М.М. Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(1):23-29. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29

For citation:


Atayeva J.Z., Mugajirova A.M., Isaeva M.M. The Ontogenesis оf Social Identity Formation оf а Young Pupil's Social Identity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(1):23-29. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)