Формирование межкультурной компетенции на уроках литературы и во внеурочной деятельности
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-47-54
Аннотация
Цель – рассмотреть возможности формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы в процессе изучения литературы и во внеурочной деятельности.
Методы. Анализ научно-методической и художественной литературы, наблюдение, обобщение.
Результаты. Обоснована необходимость подготовки учащихся школ к межкультурной коммуникации, определены основные направления и способы работы по развитию коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Вывод. Систематическая работа на уроках литературы и во внеурочной деятельности над вопросами межкультурного взаимодействия в разных контекстах может способствовать развитию коммуникативной компетенции школьников, необходимой в современном мире.
Об авторах
З. З. МадиеваРоссия
Мадиева Заира Зайнутдиновна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. сектором русского языка и литературы
Махачкала
Н. М. Эльдарова
Россия
Эльдарова Наталья Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе
Махачкала
Список литературы
1. Апальков В. Г., Сысоев П. В. Компонентный состав межкультурной компетенции // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8 (64). С. 89–93.
2. Гидденс Э. Социология. М.: Издательская группа URSS, 1999. 704 с.
3. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. А. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.
4. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
5. Миксюк Р. В. Художественный текст на уроках русского языка как иностранного // Высшее техническое образование. 2019. Т. 3. № 1. С. 59–62.
6. Сабаненко Е. И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 816–819.
7. Субботин Д. И. Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2004.
8. Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А., Ткаленко Д. Э. Межкультурная коммуникация в информационном обществе: учебное пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 255 c.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Российская газета. 06.07.2021. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/212/71/14/64101.pdf (дата обращения 27.01.2022).
10. Хрусталева Т. П. Диалоговый метод развития межкультурной коммуникации учащихся на уроках литературы в полиэтнических классах // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogovyymetod-razvitiya-mezhkulturnoy-kommunikatsiiuchaschihsya-na-urokah-literatury-vpolietnicheskih-klassah (дата обращения: 26.01.2022).
11. Черняк Н. В. Межкультурная компетенция и смежные термины в понятийном аппарате межкультурной дидактики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 13. № 2. С. 68–76.
12. Штрауб Ю. Межкультурная компетенция: некоторые теоретические комментарии и гуманистическая перспектива // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13–14 мая 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2010. С. 260–264.
Рецензия
Для цитирования:
Мадиева З.З., Эльдарова Н.М. Формирование межкультурной компетенции на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):47-54. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-47-54
For citation:
Madieva Z.Z., Eldarova N.M. Intercultural Competence Building in Literature Lessons and Extracurricular Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-47-54