Обучение интонационным конструкциям учащихся-дагестанцев
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-1-54-60
Аннотация
Цель нашего исследования состоит в разработке методов и приемов, направленных на совершенствование интонации русской речи учащихся-дагестанцев.
Методы. Методами исследования являются следующие: метод теоретического анализа, метод экспериментальный, социолого-педагогический метод, позволяющие комплексно рассмотреть тему исследования.
Результаты. Анализ уровня владения русским языком учащимися дагестанской школы показывает, что они на всех этапах обучения испытывают трудности в интонационном оформлении русской фразы.
Выводы. Наши наблюдения показывают, что в практике обучения русскому языку учителя дагестанских школ основное внимание уделяют обучению лексическому и грамматическому аспектам и в некоторой степени – произношению звуков. Вопросам обучения интонации не уделяется должное внимание в процессе обучения. Между тем, осознание интонации – дело первой необходимости. Необходимость изучения интонации в первую очередь объясняется тем, что интонационный акцент, в отличие от других, является самым устойчивым и почти непреодолимым.
Об авторе
З. Ш. ОмароваРоссия
Омарова Заира Шарухановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе.
Махачкала
Список литературы
1. Ахмедов Г. И. О содержании обучения правильному интонированию текстов студентов национальных групп // Проблемы двуязычия и языковой коммуникации: Тезисы докл. Карачаевск, 1990. С. 13-14.
2. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1965. 47 с.
3. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М., 1963. 306 с.
4. Буржунов Г. Г. Сравнительно-типологическая фонетика русского и дагестанского языков. Пособие для учителей русского языка в национальной школе. М., 2011.
5. Буржунов Г. Г., Пахомова З. П. и др. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе // Учебное пособие для учащихся национальных педагогических училищ РСФСР. Л.: Просвещение, 2005. 320 с.
6. Матусевич М. И. Современный русский язык: Фонетика. М., 1976. 228 с.
7. Шурпаева М. И. Лингвистические основы обучения русскому произношению учащихся-дагестанцев на продвинутом этапе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. 137 с.
Рецензия
Для цитирования:
Омарова З.Ш. Обучение интонационным конструкциям учащихся-дагестанцев. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(1):54-60. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-1-54-60
For citation:
Omarova Z.Sh. Intonation Constructions Teaching for Dagestan Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(1):54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-1-54-60