Разработка проблемы формирования концептной компетенции студентов-лингвистов в условиях полиэтнической среды
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2019-13-12-20
Аннотация
Цель статьи, выполненной в русле лингводидактического направления исследования концепта, состоит в разработке методики формирования иноязычной концептной компетенции учащихся в полиэтническом регионе. В частности, в ней представлена попытка включения концепта в содержание преподавания иностранного языка в дагестанском вузе, языковая среда которого составлена значительным числом различных лингвокультур.
Методы. Анализ, обобщение, сопоставительный метод, концептуальный анализ, педагогический эксперимент.
Результаты и выводы. В ходе экспериментального исследования было доказано, что применение специальных упражнений и заданий по сопоставительному изучению средств реализации концепта «цвет» в английском, русском и родном языках способствовало положительной динамике усвоения обучающимися ценностей изучаемой и собственной культур, норм межличностного и межкультурного общения и готовности к практическому действию в условиях межкультурной коммуникации.
Об авторах
Т. Б. БаранниковаРоссия
доктор филологических наук, профессор, кафедра английской филологии;
профессор, кафедра английской филологии,
Махачкала
Р. Ш. Магамдаров
Россия
кандидат филологических наук, доцент, кафедра английской филологии,
Махачкала
С. Х. Казиахмедова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой романогерманских языков,
Москва
Список литературы
1. Андронкина Н. М. Когнитивнодеятельностный подход к формированию лингвосоциокультурной компетенции в обучении немецкому языку студентов языкового вуза. Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. СПб., 2009. 50 с.
2. Василенко С. С. Методика формирования концептной компетенции у студентов-лингвистов (немецкий язык как второй иностранный после английского). Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2015. 25 с.
3. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Т. 1. Волгоград: Парадигма, 2005. 352 с.
4. Савельева И. Ф. Методика формирования знаниевого компонента иноязычной коммуникативной компетентности студентов 1-го курса языкового вуза на практических занятиях по английскому языку. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 25 с.
5. Халяпина Л. П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством интернеткоммуникации в процессе обучения иностранным языкам. Дисс. … д-ра пед. наук. СПб., 2006. 427 с.
6. Лезги халкьдин манияр (Лезгинские народные песни). Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.
7. Большой англо-русский словарь. М. : Советская энциклопедия, 1972. Т. 1. 822 с.; Т. 2. 856 с.
8. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : Норинт, 2002. 1536 с.
9. Гюльмагомедов А. Г. Лезги Ч1алан Словарь. Словарь лезгинского языка. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2012. Т. 1. 700 с.; т. 2. 676 с.; т. 3. 652 с.
10. Черных П. Я. Историкоэтимологический словарь современного русского языка. 3-е изд., стереотип. М. : Русский язык, 1999. Т. 1. 624 с; т. 2. 560 с.
11. Longman Dictionary of English Language and Culture. London, 1992. 1620 p.
12. Webster’s New Century Dictionary. New York, 2001. 1536 p.
13. Russian-Lezgin Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://alpaniamez.ucoz.org/dir/lezginskie_slovari/russko_lezginskij_slovar_g/1-1-0-181 (дата обращения: 12.06.19 г.).
Рецензия
Для цитирования:
Баранникова Т.Б., Магамдаров Р.Ш., Казиахмедова С.Х. Разработка проблемы формирования концептной компетенции студентов-лингвистов в условиях полиэтнической среды. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019;13(1):12-20. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2019-13-12-20
For citation:
Barannikova T.B., Magamdarov R.Sh., Kaziakhmedova S.Kh. The Development of the Problem of Forming the Linguistic Students’ Concept Competence in the Conditions of a Polyethnic Environment. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019;13(1):12-20. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2019-13-12-20