Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25
Аннотация
Цель исследования – изучить особенности проявления тревожности и агрессивности подростков из неполных и смешанных семей.
Методы. Методика диагностики агрессивности Басса-Дарки и шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.
Результат. В данной статье было выявлено, что высокими показателями по шкалам «тревожность» и «агрессивность» обладают дети, воспитывающиеся в неполных и смешанных семьях, по сравнению с подростками из полных семей. Было установлено, что у подростков из неполных семей тревожность и агрессивность более выражены, чем у детей из смешанных семей.
Вывод. Высокие показатели тревожности и агрессивности наблюдаются у подростков из неполных и смешанных семей, чем у их сверстников из полных семей. Также были выявлены различия в психологической структуре тревожности и агрессивности у подростков, относящихся к различным группам семей (полная, неполная, смешанная). Полученные нами данные эмпирического исследования дают основание заключить, что социально-психологический климат в полных семьях является важнейшим фактором благоприятного психо-эмоционального развития детей подросткового возраста, в то время как неполный и смешанный статус семьи негативно сказывается на формировании эмоциональной сферы личности подростка, в частности, на развитии тревожности и агрессивности.
Об авторах
М. М. ДжабраиловаРоссия
Джабраилова Маликат Магомедовна, аспирант, старший лаборант, кафедра психологии
Махачкала
М. М. Далгатов
Россия
Далгатов Магомед Магомедаминович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, ДГПУ; профессор, кафедра общей и социальной психологии, ДГУ
Махачкала
Список литературы
1. Далгатов М. М., Джабраилова М. М. Эмоциональное развитие подростков в неполных и смешанных семьях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 18- 22.
2. Райгородский Д. Я. Практическая диагностика. Методика и тесты. Самара, 2001. 664 с.
3. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995. 376 с.
Рецензия
Для цитирования:
Джабраилова М.М., Далгатов М.М. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(4):21-25. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25
For citation:
Dzhabrailova M.M., Dalgatov M.M. The Features of Manifestation the Anxiety and Aggression of Teenagers from Incomplete and Mixed families. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(4):21-25. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25