Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25

Аннотация

Цель исследования – изучить особенности проявления тревожности и агрессивности подростков из неполных и смешанных семей.

Методы. Методика диагностики агрессивности Басса-Дарки и шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.

Результат. В данной статье было выявлено, что высокими показателями по шкалам «тревожность» и «агрессивность» обладают дети, воспитывающиеся в неполных и смешанных семьях, по сравнению с подростками из полных семей. Было установлено, что у подростков из неполных семей тревожность и агрессивность более выражены, чем у детей из смешанных семей.

Вывод. Высокие показатели тревожности и агрессивности наблюдаются у подростков из неполных и смешанных семей, чем у их сверстников из полных семей. Также были выявлены различия в психологической структуре тревожности и агрессивности у подростков, относящихся к различным группам семей (полная, неполная, смешанная). Полученные нами данные эмпирического исследования дают основание заключить, что социально-психологический климат в полных семьях является важнейшим фактором благоприятного психо-эмоционального развития детей подросткового возраста, в то время как неполный и смешанный статус семьи негативно сказывается на формировании эмоциональной сферы личности подростка, в частности, на развитии тревожности и агрессивности.

Об авторах

М. М. Джабраилова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Джабраилова Маликат Магомедовна, аспирант, старший лаборант, кафедра психологии

Махачкала



М. М. Далгатов
Дагестанский государственный педагогический университет; Дагестанский государственный университет
Россия

Далгатов Магомед Магомедаминович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, ДГПУ; профессор, кафедра общей и социальной психологии, ДГУ

Махачкала



Список литературы

1. Далгатов М. М., Джабраилова М. М. Эмоциональное развитие подростков в неполных и смешанных семьях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 18- 22.

2. Райгородский Д. Я. Практическая диагностика. Методика и тесты. Самара, 2001. 664 с.

3. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995. 376 с.


Рецензия

Для цитирования:


Джабраилова М.М., Далгатов М.М. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(4):21-25. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25

For citation:


Dzhabrailova M.M., Dalgatov M.M. The Features of Manifestation the Anxiety and Aggression of Teenagers from Incomplete and Mixed families. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(4):21-25. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)