Preview

Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences

Advanced search

Психолого-педагогическое сопровождение взрослых слепоглухих в условиях добровольческой деятельности

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-1-17-22

Abstract

Цель исследования - изучить специфику добровольческого сопровождения взрослых со слепоглухотой на базе досуговых центров для слепоглухих г. Махачкалы и г. Буйнакска. Методы исследования: формирующий эксперимент, стандартизированное наблюдение, экспертная оценка лицами ближайшего социального окружения слепоглухого и методика свободного самоотчета. Результаты. В ходе экспериментального исследования выявлены некоторые социально-психологические особенности взрослых слепоглухих, учет которых позволит совершенствовать содержание и методы добровольческого сопровождения. Выводы. Психолого-педагогическими условиями добровольческого сопровождения лиц с множественными сенсорными нарушениями являются: учет особенностей личностных качеств добровольца и организация его специальной подготовки, использование фрейм-технологии анализа социальной среды слепоглухого, применение технологии установления доверительных отношений со слепоглухими и лицами ближайшего социального окружения, проведение тренинга развития социально-перцептивных навыков у лиц с одновременным нарушением слуха и зрения, активное вовлечение взрослых слепоглухих и лиц их ближайшего социального окружения в работу досугового центра, повышение компетентности добровольцев в сфере организации досуговой деятельности.

About the Authors

Patimat O. Omarova
Dagestan State Pedagogical University (DSPU)
Russian Federation


Leila P. Gadzhimagomedova
DSPU
Russian Federation


References

1. Гасанова З. З., Омарова П. О. Проблемы развития инклюзивного образования в современных условиях // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2015. С. 137-139.

2. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.

3. Жигорева М. В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития. Дисс. … д. п. н. М. : Изд-во МГГУ им. М. Шолохова, 2009. 478 с.

4. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гаджиева Д. П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 128 с.

5. Мартенс М., Янсен М. Разработка научно-обоснованных методов улучшения качественного межличностного общения с людьми, слепоглухими с рождения / Deafblind International Review. М., 2016. С. 17-22

6. Омарова П. О., Гасанова З. З. Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. М. : ВЛАДОС, 2007. 528 с.

8. Саломатина И. В. Организация деятельностной среды, формирующей личностное общение слепоглухих со слышащими и видящими людьми. Дис. … к. п. н. М. : Изд-во ИКП РАО, 2002. 196 с.

9. Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества / Методические материалы по образовательной программе 1-го форума Добровольческого движения Дагестана «ДДД (3D-формат) / Под редакцией П. О. Омаровой. М. : Парнас, 2011. 196 с.

10. Сошникова Н. Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития. Дис. … к. п. н. М. : ИКП РАО, 2008. 206 с.

11. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М. : Академия, 2009. 560 с.

12. Суворов А. В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Дис. … канд. психол. н. М. : Изд-во ПИ РАО, 1994. 24 с.

13. Шагурова А. А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности. Дис. … канд. психол. н. М. : Изд-во РГСУ, 2013. 200 с.


Review

For citations:


Omarova P.O., Gadzhimagomedova L.P. . Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(1):17-22. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-1-17-22

Views: 157


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)