Технологии формирования духовно-нравственных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе
Аннотация
Цели. Раскрыть технологии (условия, средства, формы, методы, приемы), оптимизирующие процесс духовно-нравственного воспитания учащихся; осветить потенциальные возможности национальной и общечеловеческой культуры через историческое, литературное, географическое краеведение, способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся с учетом национально-региональной и социальной среды обитания.
Метод. Анализ психолого-педагогической литературы, передовой педагогической практики духовно-нравственного воспитания учащихся.
Результаты. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом. Одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания учащихся является краеведение, которое учителя используют на уроке. Также важным этапом работы по краеведению является внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
Вывод. В данной статье подчеркивается необходимость безусловного возрождения традиционного народного механизма восприятия, понимания, осмысления и применения как национальных, так и общечеловеческих культурных ценностей в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Об авторах
Н. З. МунгиеваРоссия
кандидат филологических наук, доцент кафедры общей и теоретической педагогики (ОТП), Махачкала, Россия
Ж. Б. Багичева
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОТП, Махачкала, Россия
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М. : Просвещение, 1997. 17 c.
2. Мирзоев Ш. А., Абдулатипова Э. А., Мирзоева А. Ш. «Мой Дагестан» Расула Гамзатова как источник духовно-нравственного воспитания поколений // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 121-124.
3. Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Нравственная культура личности в системе дагестанских народных этических традиций // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2. С. 66-73.
4. Магомедова З. Ш., Мунгиева Н. З. Использование опыта народной педагогики в практике современного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 39-42.
Рецензия
Для цитирования:
Мунгиева Н.З., Багичева Ж.Б. Технологии формирования духовно-нравственных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017;11(1):74-78.
For citation:
Mungieva N.Z., Bagicheva Z.B. Technologies of the Pupils’ Spiritual and Moral Features Formation in Education Process. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017;11(1):74-78. (In Russ.)