Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования
Аннотация
Цель. Рассмотреть методы и приемы работы по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования.
Методы. Теоретический, социолого-педагогический.
Результаты. Проанализированы условия формирования у учащихся познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) при изучении русского словообразования, выявлены трудности в определении морфемного состава слова и отношений производности, что влечет за собой неправильное понимание значения производных слов и, как следствие, неверное употребление их в контексте. В статье также предлагается работа над словообразовательными типами (СТ), позволяющая выявить лексические и грамматические значения слов, находящихся в отношении производности; над окказионализмами для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования коммуникативных УУД при изучении состава слова и словообразования.
Вывод. Для формирования у школьников познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования предлагается работа над словообразовательными типами (СТ), над окказионализмами, индивидуально-авторскими образованиями, основанными на лексической взаимозависимости производных и производящих основ, на значимости морфем.
Об авторах
Р. Ш. ХалидоваРоссия
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе (ТиМОРЯиЛ), филологический факультет (ФФ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия;
З. З. Мадиева
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ТиМОРЯиЛ, ФФ, ДГПУ; старший научный сотрудник, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-годи (ДНИИП им. А. А. Тахо-годи), Махачкала, Россия;
Список литературы
1. Голуб И. Стилистика русского языка. М. : Ай-рис Пресс, 2003. С. 207-209.
2. Мадиева З. З. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию в 5-6 классах аварской школы. Дисс. … канд. пед. наук. Махачкала, 1997. 255 c.
3. Никитина Е. И. Несколько упражнений для обострения языкового чутья на уроках изучения словообразования // Русский язык в школе. 1983. № 3. С. 46-47.
4. Проколов Д. В. Окказиональная метафора в художественном тексте русского и английского языка. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-gumanitarnykh-nauk-v-sovremennykh-usloviyakh-razvitiyastrany-sbornik-nauchnykh-tr/sektsiya -23-sravnitelnoistoricheskoe-tipologicheskoe-i-so-postavitelnoeyazykoznanie-spetsialnost-10/okkazionalnayametafora-v-khudozhestvennom-tekste-russkogo-iangliyskogo-yazyka/ [дата обращения: 08.04. 2017]
5. Розенталь Д. Е., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М. : Рольф, 2001. 208 c.
6. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка / Сост. Г. А. Богданова, С. И. Львова. М. : Просвещение, 1988. 191 c.
7. Халидова Р. Ш., Мадиева З. З. Комплексный анализ текста как этап формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся / Год литературы: этноментальные ориентиры научных поисков в кросскультурном пространстве 21 века // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2016. С. 333-336.
8. Халидова Р. Ш., Мадиева З. З. Некоторые аспекты изучения словообразовательных моделей русского языка в дагестанской школе / Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество // Материалы VII всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. М. : Изд-во МИОО, 2015. С. 48-55.
Рецензия
Для цитирования:
Халидова Р.Ш., Мадиева З.З. Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017;11(2):107-113.
For citation:
Khalidova R.Sh., Madeva Z.Z. Formation of Cognitive and Communicative Universal Learning Activities During Studying the Russian Derivation Processes. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017;11(2):107-113. (In Russ.)