Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Индивидуальные ценности современной российской молодежи в эмпирических исследованиях

Аннотация

Цель. Обзор результатов эмпирических исследований структуры и динамики ценностей российской (дагестанской) молодежи. Методы. Теоретические методы (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция), исторический, логический, аксиоматический методы. Результаты. Проведенные за последние два десятилетия исследования ценностей на российской выборке показали, что произошли существенные изменения в структуре и иерархии ценностей молодежи нашей страны. Выводы. В структуре индивидуальных ценностей современной российской молодежи сохраняется ведущая тенденция к росту ценностей открытости изменениям при сохранении высокой значимости ценностей социального фокуса.

Об авторах

М. М. Далгатов
Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); Дагестанский государственный университет (ДГУ)
Россия
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); профессор кафедры общей и социальной психологии, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия


П. Ш. Магомедов
Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); Дагестанский государственный университет (ДГУ)
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ДГПУ; доцент кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин, ДГУ (филиал в г. Кизляре);


Список литературы

1. Белинская Е. П. Система ценностей личности в перспективе толерантности // Век толерантности. 2003. № 5. С. 61-72. URL: http:// www.tolerance.ru/VT-5sistema.php?PrPage=VT (дата обращения 29.09.2016)

2. Гаджимурадова З. М. Дагестанская молодежь в поисках смысла жизни // Развитие личности. 2005. № 2. С. 122-132.

3. Далгатов М. М., Магомедов П. Ш., Джамалудинова (Хайбулаева) А. Г. Иерархия личностных ценностей современной дагестанской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 4. С. 10-15.

4. Далгатов М. М., Магомедова Н. Т., Асадулаева У. М., Гадисова И. А. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских высших учебных заведений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3. С. 12-18.

5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М. : Новое издательство, 2011. С. 12.

6. Лапин Н. И. Эволюция иерархии базовых ценностей россиян на рубеже столетий / Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 21. СПб: Эйдос, 2006. С. 89-90.

7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.

8. Магомедов П. Ш. Иерархия личностных ценностей и успешность деятельности учителя. Дисс. … канд. психол. наук. Махачкала, 2007. 174 с.

9. Магун В., Руднев М., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 3-4 (121). С. 74-93.

10. Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. 2008. № 1 (93) 2008. С. 33-58.

11. Митина О. В., Сорокина В. В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2015. № 1. С. 42-59.

12. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / Науч. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.

13. Хайбулаева А. Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде. Дисс. … канд. психол. наук. Махачкала, 2015. 194 c.

14. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 176-177.

15. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action. Toward a General Theory of Action. Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951.

16. Rоkеасh М. The Nature of Human Values. New York, 1973. 37 p.

17. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values.

18. Journal of Personality and Social Psychology. 1990. V. 58. Pp. 878-891.


Рецензия

Для цитирования:


Далгатов М.М., Магомедов П.Ш. Индивидуальные ценности современной российской молодежи в эмпирических исследованиях. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016;10(4):10-16.

For citation:


Dalgatov M.M., Magomedov P.Sh. Individual Values of Modern Russian Youth in Empirical Researches. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016;10(4):10-16. (In Russ.)

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)