Философские аспекты международного сотрудничества научно-образовательных систем
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-2-76-94
Аннотация
Цель. Провести глубокое исследование эпистемологического базиса развития международного научно-образовательного сотрудничества в русле современного социально-государственного заказа и контекста совершенствования отечественных и зарубежных образовательных систем.
Методы. Теоретический анализ классической и современной составляющих философского базиса образования с коррелирующим анализом практикоориентированного, проблемно-ресурсного компонента научно-образовательных синергий.
Результат. Исследованы аспекты текущего и перспективного статуса философски достоверной международной научно-образовательной коллаборации адекватно задачам, стоящим перед образовательными системами российских и зарубежных вузов, реализованы действенные подходы к обеспечению эффективного, экономичного, резонансного и развивающего сотрудничества, достигнуто корпоративное и межвузовское благоприятствование, возрос категориальный и общественный рейтинг вузов-участников совместного исследования.
Вывод. Эффективное, рейтингблагоприятное, перспективно значимое образовательное сотрудничество возможно только в системообразующем взаиморазвитии и научных процессов в образовательных организациях, сообществах, а также студенческих объединений на основе адресного философского осмысления, моделирования и обеспечения.
Об авторах
Е. В. РыбаковаРоссия
Рыбакова Елена Владимировна, старший преподаватель, кафедра педагогики
Уфа
Ш. Ш. Олимов
Узбекистан
Олимов Ширинбой Шарофович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
Бухара
Г. А. Гаязова
Россия
Гаязова Гульшат Анифовна, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра педагогики
Уфа
Д. Г. Рыбаков
Россия
Рыбаков Дмитрий Геннадьевич, сетевой администратор
Белорецк
Список литературы
1. Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования. 259 с.
2. Сидорин В. В. Человек культурный как результат образования. Из истории отечественной философии образования: В. В. Розанов, С. И. Гессен, Э. В. Ильенков [Электронный ресурс] / Режим доступа: Язык и текст. 2018. Т. 5. № 3. С. 67-74 (дата обращения 15.01.2025)
3. Гессен С. И. Мое жизнеописание // Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 412-447.
4. Лосев А. Ф. Исследования по философии и психологии мышления. М.: Мысль, 1999. 719 с.
5. Майер Б. О. Интеграция науки и образования как пограничная проблема философии // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 35-46.
6. Гиббс П. Три блага высшего образования; как образование, в его образовательной и институциональной практике // Oxford Review of Education. 2019. Т. 45. Вып. 3. С. 405-416.
7. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Об ответственности образования перед властью в контексте проблем демократизации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(2). С. 24-33.
8. Смирнов С. В. Человек как фактор устойчивого коэволюционного развития // NovaUm. № 16. 2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://novaum.ru/public/p963 (дата обращения 16.01.2025)
9. Ashilova M. S., Kim O. Ya., Begalinov A. S., Begalinova K. K. The value system of modern youth after the СOVID-19 pandemic. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2023.
10. Яковлева И. В., Черных С. И., Косенко Т. С. «Аксиологический разворот» в российском образовании: позиционный излучатель // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 113-127.
11. Рождение коллективного разума: О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третьего тысячелетия / Под ред. Б. Б. Славина. Изд. 2-е, стереотип. М.: ЛЕНАНД, 2018. 288 с.
12. Данакари Л. Р., Ивентьев С. И. Духовнонравственная интуиция и виртуальное пространство // Социальная реальность виртуального пространства: материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20.09.2021 г. / Под общ. ред. О. А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. С. 22-30.
13. Газизов А. Р. Алгоритм применения кроссплатформенного мобильного приложения для защиты информации в облачном хранилище. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2022;49(2). С. 33-45. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://doi.org/10.21822/2073-6185-2022-49-2-33-45 (дата обращения 15.01.2025).
14. Гаязов А. С. Общецивилизационные кризисы и кризисы в современном образовании // Вестник Оренбургского государственного университета, 2022. Июнь 2022. № 3 (235). С. 6-13.
15. Бегалинова К. К., Данакари Л. Р., Ивентьев С. И. Духовность народа как фактор мирового развития на примере казахского и российского народов // Коммуникации. Общество. Духовность. К 350-летию со дня рождения Петра I: материалы конференции / под общей редакцией Т. С. Крестовских. Ухта: изд-во УГТУ, 2022. С. 772-778.
16. Бегалинова К. К., Ашилова М. С., Бегалинов А. С. Духовность, образование как факторы модернизации общества // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2021. № 4-1. С. 313-316.
17. Рыбакова Е. В., Рыбаков Д. Г., Султанова Р. М., Гаязова Г. А., Акубекова Г. Д., Резяпов Р. А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений. Материалы VIII международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации». Прага, World Press 2015.
18. Султанова Р. М., Гаязова Г. А., Рыбакова Е. В. Организация философско-филологического компонента в образовании как условие формирования профессиональных компетенций педагога. В сборнике: Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. 2017. С. 119-123.
19. Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А. Демотивация разума. Компонентный анализ трендового мышления. LAP Lambert Academic Publishing, Саарбрюккен 2016.
20. Рыбаков Д. Менеджмент и деньги. От романа Золя к современности. Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing 2015 г. 84 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bookler.ru/bookisbn/978-3-659-77777-6.shtml (дата обращения 15.01.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Рыбакова Е.В., Олимов Ш.Ш., Гаязова Г.А., Рыбаков Д.Г. Философские аспекты международного сотрудничества научно-образовательных систем. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(2):76-94. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-2-76-94
For citation:
Rybakova E.V., Olimov Sh.Sh., Gayazova G.A., Rybakov D.G. Philosophical Aspects оf International Cooperation оf Scientific аnd Educational Systems. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(2):76-94. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-2-76-94