Перспективы использования систем поиска текста, сгенерированного ИИ при проверке квалификационных работ студентов педагогического колледжа
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-2-5-11
Аннотация
Цель данной статьи заключается в описании специфики, написанных с использованием ИИ, курсовых и выпускных квалификационных работ. В статье рассматривается проблема использования искусственного интеллекта в написании квалификационных и курсовых работ студентов педагогических направлений подготовки учреждений системы среднего специального образования (СПО).
Методы. Главным методом является метод количественного анализа выпускных квалификационных работ, с учетом использования систем ИИ для написания самостоятельной работы. Вместе с этим, для теоретического анализа использованы методы анализа публикаций отечественных авторов, посвященных проблемам использования ИИ в образовательном процессе.
Результаты. В статье представлены основные выводы о наиболее типичных проблемах выпускных квалификационных работ, выполненных с использованием искусственного интеллекта (ChatGPT).
Выводы. Несмотря на то, что системы поиска заимствований развиваются достаточно динамично, авторы могут отметить, что они фактически не справляются с выявлением текста, который сгенерирован ИИ. Однако ряд ресурсов справляется с поиском заимствований, сгенерированных ИИ. Тем не менее, проблема остается активной, а потому перспективы решения данной проблемы лежат в интенсификации совместной работы обучающихся и научных руководителей.
Об авторах
Э. А. АбдулатиповаРоссия
Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры педагогики и технологии начального образования
Махачкала
И. В. Яковлев
Россия
Яковлев Иван Викторович, магистрант
Махачкала
Д. Б. Туланов
Узбекистан
Туланов Достон Баходир угли, старший преподаватель, кафедра политических основ государственного управления
Ташкент
Список литературы
1. Гаркуша Н. С., Городова Ю. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6-23.
2. Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. CHATGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Вып. 32. № 4. С. 9-22.
3. Ивлеева Н. Г., Манухов В. Ф. Использование современных информационных технологий в дипломных работах // Интеграция образования. 2008. №3(52). С. 103-107.
4. Корчагин С. А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 37-42.
5. Мухамадиева К. Б. Анализ исследований по применению искусственного интеллекта в высшем образовании // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2 (11). С. 119-124.
6. Павлюк Е. С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 65-72.
7. Пашков М. В., Пашкова В. М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 40-57.
8. Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Том 27. № 6. С. 41-49.
9. Струнин Д. А. Искусственный интеллект в сфере образования // Молодой ученый. 2023. № 6 (453). С. 15-16.
10. Юрченков В., Курганов Д., Ширшова Л. (ред.), Толкачева Е. (ред). AI в обучении: на что способны технологии уже сейчас? // EduTech. 2022. № 4(49). С. 1-60.
11. Студент РГГУ защитил диплом, написанный ChatGPT. Habr.com. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://habr.com/ru/news/t/714216/ (дата обращения 14.08.2024)
12. Образование. Раздел «Дополнительное образование детей по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации» (итоги статнаблюдения по форме №1-ДОД в 2023 г.). Росстат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения 14.08.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Абдулатипова Э.А., Яковлев И.В., Туланов Д.Б. Перспективы использования систем поиска текста, сгенерированного ИИ при проверке квалификационных работ студентов педагогического колледжа. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(2):5-11. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-2-5-11
For citation:
Abdulatipova E.A., Yakovlev I.V., Tulanov D.B. Prospects for Using AI-Generated Text Detection Systems when Evaluating Student Qualification Papers in the Teachers’ Training College. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(2):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-2-5-11