Уровни тревожности периода ранней и средней взрослости
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-91-99
Аннотация
Целью исследования явилось выявление уровней тревожности и влияние высокой тревожности на личность.
Методы. При проведении исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы; биографический метод, анкетирование, опросники и методы статистической обработки данных.
Результат. В статье представлено экспериментальное исследование, цель которого посвящена проблеме тревожности и влиянию высокой тревожности на личность. Действительность сегодняшнего дня показывает актуальность данной проблемы, так как тревога глубоко проникла во все аспекты нашей жизни. В связи с этим рассматриваются уровни тревожности раннего и среднего возрастных периодов и защитные механизмы. Исследовательская гипотеза предполагает, что уровень тревожности людей среднего возраста превышает уровень тревожности раннего возраста; высокий уровень тревожности может повлиять на изменения в личной сфере. Расчеты по сравнению распределений по количественному признаку, используя метод математической статистики – критерий Фишера подтверждают, что уровень тревожности людей среднего возраста превышает уровень тревожности раннего возраста, соответственно делам вывод, что испытуемые среднего периода взрослости более тревожны, чем испытуемые раннего периода взрослости.
Вывод. Полученные в ходе исследования результаты дают возможность сделать вывод, что уровень тревожности людей среднего возраста превышает уровень тревожности раннего возраста, и высокий уровень тревожности может повлиять на изменения в личной сфере.
Об авторах
С. М. АлиеваРоссия
Алиева Самира Магомедовна - магистрант, кафедра психологии консультирования и профессиональной деятельности.
Махачкала
З. С. Акбиева
Россия
Акбиева Зарема Солтанмурадовна - доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии консультирования и профессиональной деятельности.
Махачкала
Список литературы
1. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для психологов и врачей / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова и др.; науч. ред. Л. И. Вассерман. СПб., 2005. 54 с.
2. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: хрестоматия. Сост. В. М. Астапов. СПб.: ПЕРСЭ, 2015. 240 с.
3. Хио Сарарри. Прощай, тревога. Как научиться жить с тревожным расстройством. Москва: Издательство АСТ, 2023. 224 с.
4. Bullis, Jacqueline R. and Stefan G. Hofmann. “Adult Anxiety and Related Disorders.” (2015). [Electronic resource]. Mode of access: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:145646797 (accessed: 15.01.2024).
5. Manicavasagar, Vijaya, Claire Marnane, Stefano Pini, Marianna Abelli, Susan J. Rees, Valsamma Eapen and Derrick M. Silove. “Adult Separation Anxiety Disorder: A Disorder Comes of Age.” Current Psychiatry Reports 12 (2010): Рр. 290-297.
6. Otte, Christian. "Cognitive Behavioral Therapy in Anxiety Disorders: Current State of the Evidence." Dialogues in Clinical Neuroscience. Les Laboratoires Servier, Dec. 2011. Web. 14 Sept. 2016.
7. Ramsawh, Holly & Raffa, Susan & Edelen, Maria & Rende, Richard & Keller, M. (2008). Anxiety in middle adulthood: Effects of age and time on the 14-year course of panic disorder, social phobia and generalized anxiety disorder. Psychological medicine. 39. 615-24. 10.1017/S0033291708003954
8. Remes, Olivia, Carol Brayne, Rianne M. van der Linde and Louise Lafortune. “A systematic review of reviews on the prevalence of anxiety disorders in adult populations.” Brain and Behavior 6 (2016): n. pag. [Electronic resource]. Mode of access: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:12047745 (accessed: 15.01.2024).
9. [Electronic resource]. Mode of access: https://fom.ru/Nastroeniya/14975(accessed: 15.01.2024).
10. [Electronic resource]. Mode of access: https://www.anxietycentre.com/anxiety-di:sorders/anxiety-attack-symptoms/#how-to-stop-ananxiety-attack-and-panic-attacks. (accessed: 15.01.2024).
11. [Electronic resource]. Mode of access: https://www.anxietycentre.com/anxiety-disorders/symptoms/ (accessed: 15.01.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Алиева С.М., Акбиева З.С. Уровни тревожности периода ранней и средней взрослости. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(1):91-99. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-91-99
For citation:
Alieva S.M., Akbieva Z.S. Anxiety Levels in Early and Middle Adulthood. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(1):91-99. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-91-99