Способы формирования креативности в педагогической деятельности
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-44-51
Аннотация
Данная статья посвящена средствам формирования креативности, в ней обоснована актуальность креативности как необходимого фактора успешности современного специалиста в мире глобализации и в условиях острой конкуренции. Рассмотрен феномен креативности с точки зрения трактовки понятия в узком и широком смысле.
Цель статьи, основываясь на истории изучения феномена креативности, выявить оптимальные способы, методы, приёмы и способы формирования креативности. Новизна исследования в обзоре приёмов и способов, позволяющих развить креативную компетентность у обучающихся с помощью обзора обширного материала исследований с использованием методов наблюдения, беседы и анализа и экспериментальных данных, полученных в процессе преподавательской деятельности.
Результат. Креативность можно и должно развивать у обучающихся на самых различных стадиях образовательного процесса, результат оправдает вложенные усилия и послужит спусковым механизмом для развития способностей, умений и навыков как в сфере образования, так и в сфере профессиональной деятельности.
Вывод. В современном инновационном обществе в различных отраслях профессиональной деятельности креативность является ведущим фактором успешности человека. Креативность позволяет адаптироваться личности к быстро меняющимся условиям жизни и является залогом успеха человека в любой профессиональной деятельности.
Об авторах
З. М. КурамагомедоваРоссия
Курамагомедова Зулейха Магомедовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра экономики и управления.
Махачкала
Н. М. Нурудинова
Россия
Нурудинова Наида Магомедовна -кандидат филологических наук, доцент, кафедра экономики и управления.
Махачкала
О. В. Курбанова
Россия
Курбанова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка.
Махачкала
Список литературы
1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психологопедагогические основы развития креативности. М.: Детство-Пресс, 2006. 205 с.
2. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск: НИО, 1995. 240 с.
3. Голубова В. М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (5). С. 1067-1071.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2006. 249 с.
5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
6. Морозов А. В. Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2004. 559 с.
7. Петухов В. В. Российские реформы и переосмысление россиянами роли демократических институтов и ценностей // Вестник Института Кеннана в России. 2011. Вып. 20. С. 8-21.
8. Полонский В. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
9. Смакотина Н. Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография. М.: КДУ, 2009. 242 с.
10. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536 с.
11. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с.
12. Холодная М. А. О природе творческих способностей // Психологический журнал / Ред. А. В. Брушлинский. 2002. Т. 23. № 5, сент.-окт. 2002. С. 126-128.
13. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорации «Логос», 2004. 320 с.
14. Шведерский А. С. Можно ли учить тому, чему нельзя учить // Психология художественного творчества / Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. 752 с.
15. Schweizer T. S., Schmalenberger K. M., Eisenlohr-Moul T. A., Mojzisch A., Kaiser S., Funke J. Cognitive and Affective Aspects of Creative Option Generation in Everyday Life Situations // Front. Psychol. 2016. No. 7:1132.
16. Философский словарь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://encdic.com/philosophy/Kreativnost1154.html (дата обращения 19.02.2025).
17. Torrance E. P. The Torrance Tests of Creative Thinking-Norms-Technical Manual Research Edition-Verbal Tests. Forms A and B-Figural Tests, Forms A and B. 1974.
18. Guilford Y. P. The one-may relation between creative potential and IQ. Journal of creative behavior. Buffalo, 1973. Рр. 312-335.
Рецензия
Для цитирования:
Курамагомедова З.М., Нурудинова Н.М., Курбанова О.В. Способы формирования креативности в педагогической деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(1):44-51. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-44-51
For citation:
Kuramagomedova Z.M., Nurudinova N.M., Kurbanova O.V. Ways of Developing the Creativity in Pedagogical Activity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(1):44-51. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-44-51