Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Способы формирования креативности в педагогической деятельности

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-44-51

Аннотация

Данная статья посвящена средствам формирования креативности, в ней обоснована актуальность креативности как необходимого фактора успешности современного специалиста в мире глобализации и в условиях острой конкуренции. Рассмотрен феномен креативности с точки зрения трактовки понятия в узком и широком смысле.

Цель статьи, основываясь на истории изучения феномена креативности, выявить оптимальные способы, методы, приёмы и способы формирования креативности. Новизна исследования в обзоре приёмов и способов, позволяющих развить креативную компетентность у обучающихся с помощью обзора обширного материала исследований с использованием методов наблюдения, беседы и анализа и экспериментальных данных, полученных в процессе преподавательской деятельности.

Результат. Креативность можно и должно развивать у обучающихся на самых различных стадиях образовательного процесса, результат оправдает вложенные усилия и послужит спусковым механизмом для развития способностей, умений и навыков как в сфере образования, так и в сфере профессиональной деятельности.

Вывод. В современном инновационном обществе в различных отраслях профессиональной деятельности креативность является ведущим фактором успешности человека. Креативность позволяет адаптироваться личности к быстро меняющимся условиям жизни и является залогом успеха человека в любой профессиональной деятельности.

Об авторах

З. М. Курамагомедова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал
Россия

Курамагомедова Зулейха Магомедовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра экономики и управления.

Махачкала



Н. М. Нурудинова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал
Россия

Нурудинова Наида Магомедовна -кандидат филологических наук, доцент, кафедра экономики и управления.

Махачкала



О. В. Курбанова
Дагестанский государственный технический университет
Россия

Курбанова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка.

Махачкала



Список литературы

1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психологопедагогические основы развития креативности. М.: Детство-Пресс, 2006. 205 с.

2. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск: НИО, 1995. 240 с.

3. Голубова В. М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (5). С. 1067-1071.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2006. 249 с.

5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

6. Морозов А. В. Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2004. 559 с.

7. Петухов В. В. Российские реформы и переосмысление россиянами роли демократических институтов и ценностей // Вестник Института Кеннана в России. 2011. Вып. 20. С. 8-21.

8. Полонский В. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

9. Смакотина Н. Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография. М.: КДУ, 2009. 242 с.

10. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536 с.

11. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с.

12. Холодная М. А. О природе творческих способностей // Психологический журнал / Ред. А. В. Брушлинский. 2002. Т. 23. № 5, сент.-окт. 2002. С. 126-128.

13. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорации «Логос», 2004. 320 с.

14. Шведерский А. С. Можно ли учить тому, чему нельзя учить // Психология художественного творчества / Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. 752 с.

15. Schweizer T. S., Schmalenberger K. M., Eisenlohr-Moul T. A., Mojzisch A., Kaiser S., Funke J. Cognitive and Affective Aspects of Creative Option Generation in Everyday Life Situations // Front. Psychol. 2016. No. 7:1132.

16. Философский словарь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://encdic.com/philosophy/Kreativnost1154.html (дата обращения 19.02.2025).

17. Torrance E. P. The Torrance Tests of Creative Thinking-Norms-Technical Manual Research Edition-Verbal Tests. Forms A and B-Figural Tests, Forms A and B. 1974.

18. Guilford Y. P. The one-may relation between creative potential and IQ. Journal of creative behavior. Buffalo, 1973. Рр. 312-335.


Рецензия

Для цитирования:


Курамагомедова З.М., Нурудинова Н.М., Курбанова О.В. Способы формирования креативности в педагогической деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(1):44-51. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-44-51

For citation:


Kuramagomedova Z.M., Nurudinova N.M., Kurbanova O.V. Ways of Developing the Creativity in Pedagogical Activity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(1):44-51. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-1-44-51

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)