Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Мораль и нравственность в представлении современных подростков

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-116-121

Аннотация

   Цель статьи – раскрыть психологическое содержание понятий «мораль» и «нравственность» в представлении отечественных и зарубежных научных школ.

   Методы. Анализ литературы, посвященной понятиям «мораль» и «нравственность», метод сравнительного анализа.

   Результаты. Приводятся результаты эмпирического кросскультурного исследования морального самосознания, проведенного на выборках дагестанской и русской молодежи.

   Вывод. Если рассматривать межэтнические особенности решения моральных дилемм, сравнивая отдельно данные мужчин и отдельно – женщин, то видно почти полное отсутствие принципиальных отличий, когда представители одной культуры принимают одно из решений, а другие – противоположное.

Об авторе

Ж. Т. Курбанова
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Россия

Жанна Темирхановна Курбанова, кандидат психологических наук

кафедра психологии развития личности

Махачкала



Список литературы

1. Kagitcibasi C. Autonomy and Relatedness in Cultural Context: Implications for Self and Family. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2005. Vol. 36. No. 4. Pp. 403-404.

2. Klapp O. E. Collective search for identity. New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1969. 185 р.

3. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach. Moral development and behavior: theory, research, and social issues. Ed by T. Lickona. New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. Pp. 31-53.

4. McFall L. Integrity. Ethics and personality: Essays in moral psychology. Ed. by J. Deigh. Chicago; London: The university of Chicago press, 1992. 88 р.

5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 5 с.

6. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 159 с.

7. Ляшенко О. Г. Влияние средств массовой коммуникации на формирование нравственного самосознания : Автореф. дисc. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2003. 13 с.

8. Раншбург Й. Формирование и развитие морали // Секреты личности: Пер с венг. М.: Педагогика, 1983. С. 100-110.

9. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983. С. 224, 49.

10. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии: Пер с англ. // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: АСТ – ЛТД, 1988. 179 с.

11. Фалеев А. Н. Морально-ценностные факторы становления и развития нравственного самосознания в условиях современной цивилизации : Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 1992. 17 с.

12. Хвостов А. А., Гаджимурадова З. М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиция. Монография. М.: Прометей, 2005. 292 с.

13. Шимановский Д. С. Моральное самосознание. Этико-философский аспект. Киев: Вища школа, 1986. С. 22-27.


Рецензия

Для цитирования:


Курбанова Ж.Т. Мораль и нравственность в представлении современных подростков. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(3):116-121. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-116-121

For citation:


Kurbanova Zh.T. Morality and Ethics in the View of Modern Adolescents. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(3):116-121. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-116-121

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)