Мораль и нравственность в представлении современных подростков
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-116-121
Аннотация
Цель статьи – раскрыть психологическое содержание понятий «мораль» и «нравственность» в представлении отечественных и зарубежных научных школ.
Методы. Анализ литературы, посвященной понятиям «мораль» и «нравственность», метод сравнительного анализа.
Результаты. Приводятся результаты эмпирического кросскультурного исследования морального самосознания, проведенного на выборках дагестанской и русской молодежи.
Вывод. Если рассматривать межэтнические особенности решения моральных дилемм, сравнивая отдельно данные мужчин и отдельно – женщин, то видно почти полное отсутствие принципиальных отличий, когда представители одной культуры принимают одно из решений, а другие – противоположное.
Ключевые слова
Об авторе
Ж. Т. КурбановаРоссия
Жанна Темирхановна Курбанова, кандидат психологических наук
кафедра психологии развития личности
Махачкала
Список литературы
1. Kagitcibasi C. Autonomy and Relatedness in Cultural Context: Implications for Self and Family. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2005. Vol. 36. No. 4. Pp. 403-404.
2. Klapp O. E. Collective search for identity. New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1969. 185 р.
3. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach. Moral development and behavior: theory, research, and social issues. Ed by T. Lickona. New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. Pp. 31-53.
4. McFall L. Integrity. Ethics and personality: Essays in moral psychology. Ed. by J. Deigh. Chicago; London: The university of Chicago press, 1992. 88 р.
5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 5 с.
6. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 159 с.
7. Ляшенко О. Г. Влияние средств массовой коммуникации на формирование нравственного самосознания : Автореф. дисc. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2003. 13 с.
8. Раншбург Й. Формирование и развитие морали // Секреты личности: Пер с венг. М.: Педагогика, 1983. С. 100-110.
9. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983. С. 224, 49.
10. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии: Пер с англ. // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: АСТ – ЛТД, 1988. 179 с.
11. Фалеев А. Н. Морально-ценностные факторы становления и развития нравственного самосознания в условиях современной цивилизации : Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 1992. 17 с.
12. Хвостов А. А., Гаджимурадова З. М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиция. Монография. М.: Прометей, 2005. 292 с.
13. Шимановский Д. С. Моральное самосознание. Этико-философский аспект. Киев: Вища школа, 1986. С. 22-27.
Рецензия
Для цитирования:
Курбанова Ж.Т. Мораль и нравственность в представлении современных подростков. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(3):116-121. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-116-121
For citation:
Kurbanova Zh.T. Morality and Ethics in the View of Modern Adolescents. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(3):116-121. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-116-121