Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Развивающая педагогическая риторика в контексте гуманизации образования

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-69-83

Аннотация

   Глобальные социальные изменения закономерно влекут за собой сущностное преобразование современной дидактики. Научная разработанность и практикоориентированное развитие педагогической риторики в настоящий момент демонстрируют необходимость более системной реализации и переосмысления, триада «Логос, этос, пафос» ориентирует исследователей и практиков преимущественно в отношении осуществления трансляционного подхода, недостаточно реализуя интеграционные, инстерсубъектные, системообразующие и развивающие компоненты сотрудничества обучающих и обучающихся субъектов образования.

   Целью нашего исследования стало определение специфики организации и содержания педагогической риторики применительно к развивающей, интегрирующей, метасистемно ориентированной составляющих адресного коммуникативно-педагогического ресурса.

   Педагогическая риторика, как и образование в целом, стоит перед проблемой эффективного развития адекватно задачам и запросам всей системы образования – и при этом сохранения классических достижений науки и практики вербальной образовательной коммуникации. Осложняет, количественно преумножает пространство решения этих задач происходящее в настоящее время совершенствование инклюзивного образования и расширение спектра обеспечения общих и особых образовательных потребностей обучающихся в связи с внедрением и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов.

   Методами нашей работы стало теоретическое изучение коррелирующих аспектов целеориентированных достижений современной дидактической риторики, классических традиций преподавания, имеющихся инновационных ресурсов в данной области, практическое исследование эффективности различных подходов в преподавательском праксисе, удовлетворённости и психоэмоционального самочувствия всех участников социально-образовательного диалога, моделирование и апробация системообразующих компонентов и организационных основ развивающей педагогической риторики.

   Авторы рассматривают вопросы осуществления развивающей образовательной риторики в контексте взаимодействия адресных методических средств в данной области между различными уровнями образовательной занятости высшего, среднего образовательного звена обучения, опираясь на материалы многолетних исследований с участием студентов, преподавателей, педагогов-практиков и руководителей образовательных организаций, родительских сообществ в формате консалтинга и супервизии, информационно-методического сопровождения общественных организаций на базе руководимых авторами Межрегиональной Межведомственной Интернет-Гостиной «Белая Речь», ряда кафедральных и дружественных сайтов, Кабинета консультирования и коррекции, творческих проект-мастерских педагогов и общественности. Авторы используют здесь разработанные ими практикоориентированные принципы и метод трансполяции технологических ресурсов образовательного сотрудничества преподавателей и студентов в виде деятельностного переноса целого кластера развивающих технологий первоначально на процесс обучения будущих педагогов – а затем уже в сферу образовательного сопровождения детей и подростков различных нозологических групп. Метод трансполяции общей и специальной педагогической риторики обеспечивает здесь преемственность и органичность, целостность осваиваемых компетенций студентов педагогической направленности – и перспектив их эффективной реализации в дошкольных и школьных образовательных организациях.

   Результаты исследования: обобщены вариативные модели организации и обеспечения традиционной и развивающей педагогической риторики, сопутствующие методологические аспекты, проанализированы целеполагающие компоненты в данной области, разработана и апробирована модель эффективной и экономичной системы педагогической риторики, предложены учёным и практикам диагностические подходы применительно к данной области организации преподавательской работы.

   Вывод. Предлагаемые методы по совершенствованию педагогической риторики необходимы и эффективны, благоприятно воздействуют не только на результативность образовательных процессов, но и способствуют актуализации скрытого потенциала саморазвития обучающихся, экономически рациональны за счёт более целесообразного распределения времени и сил участников, улучшают показатели психоэмоционального благополучия обучающихся и обучающих.

Об авторах

Д. Г. Рыбаков
Межрегиональная межведомственная Интернет-Гостиная «Белая Речь»
Россия

Дмитрий Геннадьевич Рыбаков, сетевой администратор

Белорецк



Е. В. Рыбакова
Уфимский университет науки и технологий
Россия

Елена Владимировна Рыбакова, старший преподаватель

кафедра педагогики

Уфа



Список литературы

1. Абуталипова Э. Н., Рыбакова Е. В. Интерсубъектная акция «Подари вперёд. Подарок для сердца и руки». Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). В 2-х частях. Ч. 1. / Отв. редактор Уварина Н. В. Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2015.

2. Волков А. А. Курс общей риторики : пособие для учеб. заведений. М.: МГУ, 2001.

3. Горобец Л. Н. Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки учителя-нефилолога. [Электронный ресурс] / Режим доступа: hftp://lib.herzen.spb.ru/text/gorobets_9_42_132_144.pdf (дата обращения: 18. 03. 2024).

4. Ильина О. Я. Современная риторика как общая теория убеждающей коммуникации. Проблемы современной науки и образования, 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-ritorika-kak-obschaya-teoriya-ubezhdayuschey-kommunikatsii (дата обращения: 18. 03. 2024).

5. Ильина О. Я. Современная риторика: подходы и принцип интеграции. Теория и практика общественного развития, 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-ritorika-podhody-i-printsip-integratsii (дата обращения: 18. 03. 2024).

6. Иосилевич Н. В. Педагогическая риторика : учеб. пособие. Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. 112 с.

7. Кащей Н. А. Риторика и филология. Учёные записки Новгородского государственного университета, 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ritorika-i-filologiya (дата обращения:20. 03. 2024).

8. Кащей Н. А. Современная риторика как методология убеждения. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-ritorika-kak-metodologiya-ubezhdeniya (дата обращения: 20. 03. 2024).

9. Корнетов Г. Б. Исократ: у истоков риторического идеала образования. Историко-педагогический журнал, 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/isokrat-u-istokov-ritoricheskogo-ideala-obrazovaniya (дата обращения: 20. 03. 2024).

10. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. Учеб. пособие для студентов педагог. ун-тов и ин-тов. М.: Просвещение, 1998. 380 с.

11. Пантелеева И. А. Становление античной риторики: хронология риторических методов и стилей (Платон, Аристотель). Антропологические измерения философских исследований, 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-antichnoy-ritoriki-hronologiya-ritoricheskih-metodov-i-stiley-platon-aristotel (дата обращения: 20. 03. 2024).

12. Рыбаков Д. Г., Рыбакова Е. В. Неотолерантность как новая реальность общественной жизни и антикризисный ресурс. Международная научно-практическая конференция «Стратегическое антикризисное управление: глобальные вызовы и роль государства». М.: МГУ, 2016.

13. Рыбаков Д. Г., Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А. Опыт изучения лингвистических особенностей социального привлечения граждан в секты и иные депрессивные сообщества. PEM: Psychology. Educology. Medicine. № 3. 2016.

14. Рыбакова Е. В. Изучение и поддержка готовности обучающихся к проектным, креативным, индивидуально приоритетным формам сотрудничества с преподавателями с применением разработанных Л. С. Выготским принципов и подходов. Актуальные проблемы культурно-исторической психологии : материалы Первого Международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17-19 ноября 2020 г.) / сост. Т. Э. Сизикова, Н. Н. Попова, О. А. Дураченко. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 508 с.

15. Рыбакова Е. В. Вавилонские дни. Средовый компонент активизации речевой деятельности ребёнка. Конкурс «Начальная школа», издательская группа «Новое знание», Беларусь, 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://1-4.by/2017/6076 (дата обращения: 20. 03. 2024).

16. Рыбакова Е. В., Акубекова Г., Сайфуллина Л. Х. Каждый писатель – ребёнок. Каждый ребёнок… Конкурсный проект Национального конкурса «Золотая Психея», 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psy.su/psyche/projects/ 1110/ (дата обращения: 20. 03. 2024).

17. Рыбакова Е. В., Рыбаков Д. Г. Метод трансполяции. Ridero.ru, 2023. 284 с.

18. Рыбакова Е. В, Рыбаков Д. Г., Султанова Р. М., Гаязова Г. А. Механизмы развития информационного иммунитета современного человека. Материалы Международной научно-практической конференции «Наука сегодня: проблемы и пути решения». Вологда, 28 марта 2018 г.

19. Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А. Современные условия развития профессиональных компетенций будущих специалистов. Актуальные проблемы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики. Материалы Четвертой Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (ДВГМУ, 23 ноября 2017 года) / сост. О.В. Сысоева. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2018. 84 с.

20. Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А., Рыбаков Д. Г. Воспитание конфликтности или включение в гармонию актуальности. В сб.: Солидарность и конфликты в современном обществе. Материалы научной конференции «XII Ковалевские чтения». СПбГУ, 2018. С. 308-309.

21. Юнина Е. А. Педагогическая риторика. Пермь, 1995. 107 с.


Рецензия

Для цитирования:


Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В. Развивающая педагогическая риторика в контексте гуманизации образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(3):69-83. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-69-83

For citation:


Rybakov D.G., Rybakova E.V. Developing Pedagogical Rhetoric in the Context of Humanization of Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(3):69-83. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-69-83

Просмотров: 131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)