Взаимосвязь стремления к самоактуализации и склонности к прокрастинации у студентов ВУЗа
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-120-126
Аннотация
Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязей между стремлением к самоактуализации и составляющими прокрастинации у студентов ВУЗа.
Методы. Для получения эмпирических данных было использовано две методики: Шкала оценки академической прокрастинации PASS (Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon & E. Rothblum) в адаптации Зверевой М. В. и Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности, САМОАЛ (Э. Шостром, адаптация А. В. Лазукина, Н. Ф. Калиной).
Результаты. Анализ результатов показал наличие множества достоверных и достаточно устойчивых корреляционных связей между проявлениями прокрастинации и компонентами самоактуализации личности.
Выводы. Неумение жить сегодняшним днём, откладывание жизни «на потом» связана с такими характеристиками прокрастинации, как высокий уровень социальной тревожности, лени, получение удовольствия от выполнения заданий в последний момент, страх оценки другими людьми, выраженное постоянное недовольство собой, мотивация избегания неудачи и импульсивность при принятии решений без достаточного контроля со стороны сознания.
Об авторе
М. К. ОмароваРоссия
Омарова Марина Карахановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии
Махачкала
Список литературы
1. Аристотель. Этика. Москва: АСТ, 2020. 416 с.
2. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/psyntez/index.htm (дата обращения 10.03.2024).
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 332.
4. Бердяев Н. А. Судьба России. Избранное. Ростов-на-Дону, 1997. С. 247-256.
5. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121-131.
6. Зверева М. В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 79-84.
7. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011.
8. Кант И. Сочинения: в 6 т: пер. с нем. М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 1. 544 с.
9. Коменский Я. А. Избранные педагогически сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
10. Маслоу А. Самоактуализация. Текст // Психология личности / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 108-118.
11. Песталоцци И. Г. Письма г-на Песталоцци г-ну Н. Э. Ч. о воспитании бедной сельской молодежи. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1988.
12. Платон. Диалоги с Сократом. М.: АСТ, 2023. 352 с.
13. Роджерс К. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. 592 с.
14. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
15. Burka J.B., Yuen L.M. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley, 1983.
16. Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination. New York: Signet Books, 1977.
17. Milgram N. A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology. 1993. № 31. Pр. 487-500.
18. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure. Psychological Bulletin. 2007. № 133(1). Pр. 65-94.
Рецензия
Для цитирования:
Омарова М.К. Взаимосвязь стремления к самоактуализации и склонности к прокрастинации у студентов ВУЗа. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(2):120-126. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-120-126
For citation:
Omarova M.K. The Relationship Between Striving for Self-Actualization and Procrastination Among University Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(2):120-126. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-120-126