Универсальная компетентность студента педагогического вуза: психолого-педагогический контекст
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-107-113
Аннотация
Целью данной статьи является концептуальное осмысление категории «универсальная компетентность» с точки зрения содержания психолого-педагогических исследований.
Методы. В основе данного исследования лежит изучение теоретических исследований отечественных авторов, посвященных проблемам компетентностного подхода в целом, и проблемам понимания психолого-педагогической сущности универсальных компетенций.
Результаты. Определены ключевые особенности понимания феномена «универсальных компетенций» в психолого-педагогическом контексте, проанализированы работы отечественных исследователей, посвященных заявленной проблематике.
Выводы. Как мы можем заключить по результатам проведенного исследования, универсальные компетенции представляют собой набор компетенций, которые развиваются в процессе обучения, и связанны со всеми аспектами жизнедеятельности выпускников, именно они определяют способность и готовность к личностному и профессиональному развитию, как в условиях образовательного учреждения, так и в условиях карьерного развития.
Об авторах
А. Х. ЧупановРоссия
Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования
Махачкала
А. Д. Ковалев
Россия
Ковалев Анатолий Дмитриевич, аспирант, кафедра общей психологии и истории психологии
Новосибирск
Список литературы
1. Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68.
2. Дубровина О. И. Психологические основы профессиональной и социальной компетентностей: дисс. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2009. 202 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 42 с.
4. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. д. пед. н. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
5. Лобанов А. П., Дроздова Н. В., Радчикова Н. П. Универсальные компетенции студентов и магистрантов: динамика и структура // Теория и практика на психолого-педагогическая подготовка на специалиста в университете: сб. с научных докладов: в 2 кн.; ред. кол.: Е. Рангеловой и др. Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2016. 2 кн. С. 105-110.
6. Подойницина М. А., Чучалова О. Н. Особенности интеллектуального и личностного развития как фактор формирования универсальных компетенций аспирантов // Психология обучения. 2014. № 9. С. 71-77.
7. Салманова Д. А. Формирование профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования. Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 4(6). С. 96-102.
8. Синякова М. Г., Крупкин А. В. О диагностических методиках изучения развития универсальных компетенций у студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 6. С. 42-46.
9. Толочек В. А. Феномен «компетенции»: открытые вопросы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 4. С. 84-109.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.
11. Чуланова О. Д., Ивонина А. И. Формирование soft skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1(28). С. 53-59.
12. Ширяева В. А. Формирование универсальной ключевой компетентности: психологический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. В. 1. С. 91-97.
Рецензия
Для цитирования:
Чупанов А.Х., Ковалев А.Д. Универсальная компетентность студента педагогического вуза: психолого-педагогический контекст. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(2):107-113. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-107-113
For citation:
Chupanov A.Kh., Kovalev A.D. Universal Competence of a Pedagogical University Student: Psychological and Pedagogical Context. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(2):107-113. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-107-113