Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Использование метода дебатов в развитии навыков рецепции и продукции публичной речевой деятельности магистрантов при обучении русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-85-92

Аннотация

Целью статьи является описание результатов экспериментальной работы по выявлению эффективности использования дебатов в развитии навыков рецепции и продукции публичной речевой деятельности у магистрантов-иностранцев при обучении русскому языку как иностранному (РКИ).

Методы. В основе данного исследования лежат методы анализа теоретической источниковой базы и проведения педагогической экспериментальной работы.

Результаты. Перспективы использования дебатов в развитии навыков публичной речевой деятельности оказываются не до конца изученными. Экспериментальная работа показала, что эффективность использования дебатов является высокой как с точки зрения использования и в рамках дистанционного, и традиционного образовательного процесса.

Выводы. Использование практики проведения дебатов при работе с магистрантами иностранцами РКИ, должно быть сообразно имеющимся педагогическим задачам. Так, использование дистанционных образовательных технологий при проведении дебатов стало драйвером повышения навыков письменной публичной речевой деятельности, в то время как традиционное обучение стало драйвером повышения эффективности развития устных навыков рецепции и продукции публичной речевой деятельности.

Об авторах

Д. А. Салманова
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Россия

Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Махачкала



Ш. Ананд
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Россия

Ананд Шрея, аспирант, кафедра методики обучения РКИ

Москва



Список литературы

1. Дубовик В. В., Закревская В. А., Саккини М. Метод включенного наблюдения при обучении русскому языку как иностранному // Мир русского слова. 2019. № 4. С. 72-78.

2. Дьякова Т. А., Фейзер Ж. И., Холодкова М. В. Интерактивный учебный видеоконтент в преподавании русского языка как иностранного // Преподаватель XXI век. 2023. №1-1. С. 153-164.

3. Загуменникова Н. В. Цифровые технологии как способ оптимизации обучения русскому языку как иностранному // Преподаватель XXI век. №1-1. С. 165-178.

4. Колесникова Л. Н. Риторический аспект в преподавании русского языка как иностранного // Русистика и современность. Сборник статей XXII Международной научной конференции. Астраханский государственный университет. 2019. С. 186-189.

5. Михеева А. А. Дебаты как современная технология обучения РКИ // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Сб. статей I Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов: в 2 частях. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 63-68.

6. Новикова Л. П. Использование аутентичных аудиоматериалов на занятиях по РКИ // Высшая школа: проблемы и перспективы. Материалы 13-й Международной научно-методической конференции. В 3-х частях. 2018. С. 288-290.

7. Поняева Н. В. Использование игровых методов для совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2017. №7. С. 65-69.

8. Порицкая Н. В. Коммуникативные технологии как средство обучения русскому языку как иностранному // Развитие языкового обучения в современном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской Научно-практической конференции. Уссурийск, 2023. С. 365-370.

9. Семенова Т. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ. 2015. № 1. С. 16-18.

10. Троцюк С. Н. Обучение иностранных студентов основам риторики // Современная риторика и речеведческие дисциплины: от устного диалога до компьютерно-цифрового взаимодействия. Материалы XXVI Международной научнопрактической конференции. Под общей редакцией Ч. Б. Далецкого, А. Ю. Платко. Москва, 2023. С. 340-348.

11. Филиппова О. В. Концепция курса «практическая риторика» для иностранных студентов – будущих преподавателей РКИ // Риторика и речекоммуникативные дисциплины в науке и практике современного общества. Сборник материалов XXV Международной научной конференции по риторике. Составители-редакторы: В. И. Аннушкин, А. Г. Жукова, Л. В. Селезнева. Москва, 2022. С. 488-493.

12. Чиркова В. М. Инновации в преподавании РКИ: использование презентаций в формате pechakucha для развития продуктивных навыков речевой деятельности у студентов-медиков // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 200-202.

13. Янь Ж. Реализация модели смешанного обучения в курсе русского языка для китайских студентов // Преподаватель XXI век. 2023. № 1-1. С. 199-210.


Рецензия

Для цитирования:


Салманова Д.А., Ананд Ш. Использование метода дебатов в развитии навыков рецепции и продукции публичной речевой деятельности магистрантов при обучении русскому языку как иностранному. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(2):85-92. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-85-92

For citation:


Salmanova D.A., Anand Sh. The Use of the Debate Method in the Development of Reception Skills and the Production of Public Speech Activity of Undergraduates in Teaching the Russian Language as a Foreign Language. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(2):85-92. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-85-92

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)