Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Особо охраняемые природные территории как образовательная среда и образовательный ресурс в системе экологического образования и воспитания

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-77-85

Аннотация

Цель. Целью исследования является анализ и обобщение опыта экологического образования и воспитания посредством особо охраняемых природных территорий (ООПТ) как образовательной среды и образовательного ресурса.

Методы. В данном исследовании применялись общенаучные методы исследования – анализа, синтеза и сопоставления.

Результаты. Определены характерные особенности образовательной среды ООПТ, разработана модель реализации экологического образования и просвещения на базе ООПТ, предложен алгоритм её реализации.

Вывод. Образовательный и просветительский ресурс ООПТ, а также их информационный, эстетический, природоохранный, научный и кадровый потенциал представляют собой основу для формирования уникальной образовательной среды, которая эффективно сочетает и использует организационные и образовательные возможности ООПТ для достижения природоохранных, личностно-ориентированных и социально-ориентированных целей в формировании экологической культуры школьников.

Об авторах

В. П. Разаханова
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Россия

Разаханова Венера Пирмагомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики преподавания, заведующий НИЛ «Инновационные образовательные технологии»

Махачкала



З. В. Атаев
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова; Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН; Кабардино-Балкарский научный центр РАН
Россия

Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор, кафедра географии и методики преподавания, директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова; ведущий научный  сотрудник, Институт геологии, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН; ведущий научный сотрудник, Центр географических исследований,  Кабардино-Балкарский научный центр РАН

Махачкала

Нальчик



М. А. Магомедова
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Россия

Магомедова Манади Ахмеднабиевна, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики преподавания

Махачкала



М. И. Гаджибеков
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова; Дагестанский государственный университет
Россия

Гаджибеков Муратхан Исакович, кандидат географических наук, доцент, кафедра рекреационной географии и устойчивого  развития, Институт экологии и устойчивого развития, Дагестанский государственный университет; старший научный сотрудник НИИ биогеографии и ландшафтной  экологии, Дагестанский государственный педагогический университет им.  Р. Гамзатова

Махачкала



Список литературы

1. Атаев З. В., Разаханова В. П., Гаджибеков М. И. История развития концепции устойчивого развития в сфере образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. 16. № 4. С. 23-29.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.

3. Данилина Н. Р., Борейко В. Е. Чем ценны заповедные территории? // Заповедные острова / авт. сост. Е. В. Богданов; под науч. ред. В. В. Дежкина. Смоленск: Маджента, 2005. С. 12-14.

4. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.

5. Новикова Л. И. Школа и среда. М.: Изд-во «Знание», 1985. С. 3-4.

6. Основные положения государственной стратегии по развитию системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года. В. Б. Степаницкий / под ред. Е. А. Шварца. М., 2002. 39 с.

7. Панов В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

8. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=61782 (дата обращения: 13.12.2023).

9. Рипачева Е. А. Интеграция отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры учащихся: Дисс. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2008. 271 с.

10. Салоникская Декларация – Декларация международной конференции по окружающей среде и развитию общества: Образование и просвещение в интересах устойчивости. Греция, Салоники, 1997. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf (дата обращения: 15.12.2023).

11. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 172-176.

12. Трещалин В. Ф. Социально-проективный подход к оценке образовательных систем: Дисс. … канд. пед. наук. Воронеж, 2001. 156 с.

13. Sustainable Development Goals. [Electronic resource]. Mode of access: https://sdgs.un.org/goals 15.12.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Разаханова В.П., Атаев З.В., Магомедова М.А., Гаджибеков М.И. Особо охраняемые природные территории как образовательная среда и образовательный ресурс в системе экологического образования и воспитания. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(2):77-85. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-77-85

For citation:


Razakhanova V.P., Ataev Z.V., Мagomedova M.A., Gadzhibekov M.I. Specially Protected Natural Areas as an Educational Environment and Educational Resource in the System of Environmental Education and Upbringing. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(2):77-85. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-77-85

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)