Информационные технологии и цифровая компетентность учителя
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-70-76
Аннотация
Цель. В рамках исследования авторы поднимают вопрос практики использования информационных технологий учителями, и ставят цель измерения цифровой компетентности учителей.
Методы. Ключевыми методами являются методы качественного и количественного анализа. Так, на основе качественных методов анализа были установлены основные элементы цифровой компетентности. В это же время на основе методов количественного анализа были проанализированы показатели развития мотивационной, когнитивной и операционной составляющей цифровой компетентности учителей.
Результаты. Авторы приходят к выводу о значимости формируемой и развиваемой в педагогической практике цифровой компетентности. При этом предпринимается попытка измерить уровень цифровой компетентности, путем исследования развития мотивационного, когнитивного и операционного критерия компетенции.
Выводы. На основе полученных результатов авторы делают вывод о том, что в основе развития цифровой компетентности учителя лежит мотивационная составляющая, в то время как существуют проблемы, связанные с операционным критерием, который ограничивается возможностями образовательных учреждений в совершенствование систем информационного обеспечения образовательного процесса.
Об авторах
М. М. НиматулаевРоссия
Ниматулаев Магомедхан Магомедович, доктор педагогических наук, профессор
Москва
Ш. А. Оцоков
Россия
Оцоков Шамиль Алиевич, доктор технических наук, доцент, кафедра вычислительных машин, систем и сетей
Москва
М. А. Сурхаев
Россия
Сурхаев Магомед Абдулаевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и цифровизации – начальник управления научных исследований
Махачкала
Х. А. Гербеков
Россия
Гербеков Хамид Абдулович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой алгебры и геометрии
Карачаевск
Список литературы
1. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 33-44.
2. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды средней школы // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 1. С. 51-61.
3. Вершкова Е. М., Можаева Г. В. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя // Гуманитарная информатика. 2019. № 16. С. 6-12.
4. Гербеков Х. А., Башкаева О. П. Объектноориентированное программирование в школьном курсе информатики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 2. С. 156-160.
5. Грязнов С. А. Цифровая преподавателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 79-81.
6. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайнобразованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39.
7. Крутиков М. А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30414 (дата обращения 05.09.2023).
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 05.09.2023).
9. Современный учитель и его цифровые компетенции. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-egoczifrovye-kompetenczii/ (дата обращения 04.09.2023).
10. Чанкаев М. Х., Бостанов Р. А., Гербеков Х. А. Разработка и применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 1 (39). С. 41-44.
11. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав // Концепт. 2021. № 4. С. 46-57.
Рецензия
Для цитирования:
Ниматулаев М.М., Оцоков Ш.А., Сурхаев М.А., Гербеков Х.А. Информационные технологии и цифровая компетентность учителя. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(2):70-76. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-70-76
For citation:
Nimatulaev M.M., Otsokov Sh.A., Surkhaev M.A., Gerbekov H.A. Information Technology аnd Digital Competence оf Teachers. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(2):70-76. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-70-76