Подготовка логопедов к взаимодействию с участниками образовательного процесса при коррекции нарушений чтения у детей с задержкой психического развития
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-23-36
Аннотация
Цель. С 01 сентября 2023 года в нашей стране введен в действие профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (логопед)», в котором прописана трудовая функция «Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития». В качестве основных умений по реализации данной трудовой функции указано, что специалист должен обладать следующими умениями: 1) применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями; 2) разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений. С целью подготовки будущих логопедов к качественной реализации коррекционной работы с детьми с особенностями в развитии (речевыми и интеллектуальными) было предложено разработать, обосновать и апробировать программу взаимодействия участников образовательного процесса при коррекции нарушений чтения у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы. Теоретические методы исследования: обзорно-критический анализ научной литературы. Эмпирические методы исследования: изучение медицинской документации, наблюдение за учебным процессом; педагогический эксперимент, охватывающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; процедуры количественной и качественной оценки экспериментальных данных.
Результаты. Проанализированы методы диагностики нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, методы их коррекции. Выявлен исходный уровень сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, обучающихся в 3 классе; определены типичные нарушения чтения. Разработана программа взаимодействия участников образовательного процесса при коррекции нарушений чтения у обучающихся 3 класса младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В ходе анализа результатов исследования детей экспериментальной и контрольной групп наблюдалось значительное улучшение показателей в овладении навыком чтения у обучающихся 3 класса, что подтверждает эффективность разработанной программы.
Выводы. Реализацию программы взаимодействия участников образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации, реализующей программы начального общего образования, при коррекции нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо осуществлять при организации согласованной совместной работы учителя начальных классов, учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей (законных представителей) и включении следующих этапов: подготовительный (диагностико-поисковый), консультативно-проектировочный, деятельностный, рефлексивный.
Об авторах
В. А. ГрошенковаРоссия
Грошенкова Виктория Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методик и технологий специального и инклюзивного образования
Ярославль
С. А. Шабалина
Россия
Шабалина Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методик и технологий специального и инклюзивного образования
Ярославль
Список литературы
1. Алмазова И. Г., Долгошеева Е. В., Корякина Г. А., Числова С. Н. Актуальные проблемы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками // Modern Science. 2020. № 2-1. С. 243-250.
2. Арсеньева М. В., Ивлева М. Г. Характер нарушений репродуцирования текста у детей с задержкой психического развития и методика их коррекции // Специальное образование. 2021. № 1. С. 5-21.
3. Ахметшина И. А., Петрова Е. А., Лосева А. А., Филина Н. А. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. М.: Экон-Информ, 2020. 250 с.
4. Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография. М.: Наука, 2020. 212 с.
5. Баранова Г. А., Васильева Н. В., Щепетинникова И. В. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Тула: ТулГУ, 2021. 210 с.
6. Величенкова О. А., Ахутина Т. В., Русецкая М. Н., Гусарова З. В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса // Специальное образование. 2019. № 3. С. 36-49.
7. Гречанная М. А., Сергеева Б. В. Теоретические основы проблемы слабой успеваемости учащихся начальной школы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-2. С. 209-217.
8. Губернаторова Н. А., Каштанова С. Н. Влияние сложных видов восприятия на процессы чтения и письма у младших школьников с задержкой психического развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (146). С. 89-95.
9. Дмитриева О. А., Брюховских Л. А. Особенности формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 129-134.
10. Емелина Д. А., Макаров И. В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2018. № 1. С. 4-12.
11. Зиберт В. О. Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // Наука и реальность. 2022. № 1 (9). С. 46-50.
12. Инденбаум Е. Л., Гостар А. А. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Иркутск: ИГУ, 2020. 303 с.
13. Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2021. 76 с.
14. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Каро, 2019. 254 с.
15. Лебеденко А. В., Чекалина Т. А. Методика взаимодействия участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения // Школа и производство. 2020. № 7. С. 57-64.
16. Мицан Е. Л., Юдаева В. А. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития // Защита детства: проблемы, поиски, решения. М.: Знание-М, 2021. С. 361-364.
17. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. М.: Юрайт, 2018. 159 с.
18. Осташкова В. Н., Кузьмин Д. Н. Анализ сформированности навыка чтения у первоклассников с задержкой психического развития // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 128-134.
19. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: монография. СПб.: Каро, 2007. 191 с.
20. Семаго М. М., Семаго Н. Я., Дробинская А. О. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2019. 368 с.
21. Соловьева Д. Ю. Развиваем компетенции. Анкеты для мониторинга достижения планируемых результатов программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся // Справочник классного руководителя. 2017. № 5. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://e.klass-ruk.ru/555712 (дата обращения 13.10.2023)
22. Торопова Т. Н. Осознанное чтение как средство коррекции семантической дислексии у младших школьников с задержкой психического развития // Научное образование. 2021. № 2 (11). С. 92-96.
23. Шамарина Е. В. Преемственность в работе учителя-логопеда и учителя младших классов как важное психолого-педагогическое направление формирования первоначального навыка чтения первоклассников с задержкой психического развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). С. 217-223.
24. Швецова В. А., Пчелкина Е. П. Специальная психология. Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. 245 с.
25. Benítez-Burraco A. Dislexias evolutivas: qué pueden decirnos la neurología y la genética al respect. Revista de Logopedia, Foniatría y Audiología. 2009. Vol. 29. No. 2. Pp. 104-114. [Electronic resource Mode of access: https://doi.org/10.1016/S0214-4603(09)70148-2 (accessed: 28.09.2023).
26. Borchers L. R., Bruckert L., Travis K. E., Dodson C. K., Loe I. M., Marchman V. A., Feldman H. M. Predicting text reading skills at age 8 years in children born preterm and at term. Early Human Development. 2019. Vol. 130. Pp. 80-86. [Electronic resource Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2019.01.012 (accessed: 28.09.2023).
27. Echegaray-Bengoa J., Soriano-Ferrer M. Conocimientos de los maestros acerca de la dislexia del desarrollo: implicaciones educativas. Aula Abierta. 2016. Vol. 44. No. 2. Pp. 63-69. [Electronic resource]. Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.aula.2016.01.001 (accessed: 28.09.2023).
28. Goswami U. Neurociencia y Educación: podemos ir de la investigación básica a su aplicación? Un posible marco de referencia desde la investigación en dyslexia. Psicología Educativa. 2015. Vol. 21. No. 2. Pp. 97-105. [Electronic resource]. Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.pse.2015.08.002 (accessed: 28.09.2023).
29. Łuniewska M., Wójcik M., Katarzyna J. The effect of inter-letter spacing on reading and dyslexic children. Leaning and Instraction. 2022. Vol. 80. [Electronic resource]. Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101576 (accessed: 28.09.2023).
30. Martínez A. D. Prolexia. Diagnóstico y detección temprana de la dyslexia. Revista de Logopedia, Foniatría y Audiología. 2021. Vol. 41. No. 4. Pp. 216-217. [Electronic resource]. Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.rlfa.2021.05.001 (accessed: 28.09.2023).
31. Shaywitz S. E., Shaywitz B. A. Dislexia (Specific Reading Disability). Biological Psychiatry. 2005. No. 57. Pp. 1301-1309.
Рецензия
Для цитирования:
Грошенкова В.А., Шабалина С.А. Подготовка логопедов к взаимодействию с участниками образовательного процесса при коррекции нарушений чтения у детей с задержкой психического развития. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(2):23-36. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-23-36
For citation:
Groshenkova V.A., Shabalina S.A. Training of Speech Therapists for Interaction with Participants of the Educational Process in the Correction of Reading Disorders in Children with Mental Retardation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(2):23-36. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-23-36