Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

МОТИВАЦИОННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В

Аннотация

Встатье показана роль метапознания в учебном процессе студентов вуза. Описаны эмпирически выявленные различия волевой саморегуляции и мотивационной сферы личности у студентов с высоким и низким уровнем выраженности компонентов метапознания. Показано, что высокая самооценка метакогнитивной активности тесно связана с академической успеваемостью студентов вуза, с показателями волевой саморегуляции, с направленностью мотивации студентов на профессиональные, познавательные, творческие потребности и на самореализацию.

Об авторах

Ю. В. Пошехонова
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова


А. В. Карпов
Ярославский государственный университет
Россия
член-корреспондент РАО, Заслуженный ученый Российской Федерации, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, доктор психологических наук, декан факультета психологии, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии, Ярославский государственный университет


Список литературы

1. Далгатов М. М., Кимпаева Э. А. Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 1 (22), 2013. С. 8-12.

2. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 116-124.

3. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М. : Изд. ИПРАН, 2004, 510 с.

4. Кашапов М. М. Когнитивное и метакогнитивное понимание структурно-динамических характеристик творческого профессионального мышления // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. Монография / под ред. проф. Кашапова М. М., доцента Ю. В. Пошехоновой. Ярославль: ЯрГУ., 2012. С. 35-121.

5. Кашапов М. М., Скворцова Ю. В. Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности // Ярославский психологический вестник. Выпуск 14. М.-Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2005. С. 65-70.

6. Огородова Т. В., Медведева Ю. С. Наука: вчера, сегодня, завтра. Мотивационный аспект // Много голосов - один мир: Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Всероссийской молодежной научной психологической конференции «Много голосов - один мир» (психология в зеркале междисциплинарного подхода) / под ред. проф. А. В. Карпова. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 2012. Т. 2. С. 24-26.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб: Изд-во «Питер», 2002. 272 с.

8. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. М. : Логос, 2006. 107 с.

9. Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека. М. : Изд-во СГУ, 2004.

10. Berardi-Coletta B., Dominowski R. L., Buyer L. S., & Rellinger E. R. Metacognition and problem solving: A process-oriented approach. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1995. V. 21. P. 205-223.

11. Biryukov P. Metacognitive Aspects of Solving Combinatorics Problems. International Journal for Mathematics Teaching and Learning, 2005. P. 1-19.

12. Clause C. S., Delbridge K. и др. Test Preparation Activities and Employment Test Performance // Human Performance. Lawrence Erlbaum Assistants, Inc. № 14 (2). 2001. Р. 149-167.

13. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 1979. V. 34. P. 906-911.

14. O’Neil H. F. Jr., Abedi J. Reliskill and validity of a state metacognitive inventory: Potential for alternative assessment. Journal of Educational Research, 1996. V. 89. P. 234-245.


Рецензия

Для цитирования:


Пошехонова Ю.В., Карпов А.В. МОТИВАЦИОННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014;(4):27-32.

For citation:


Poshekhonova Y.V., Karpov A.V. MOTIVATIONAL AND VOLITIONAL FEATURES OF THE UNIVERSITY STUDENTS’ METACOGNITION. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2014;(4):27-32. (In Russ.)

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)