Психолого-педагогические особенности детей, переживших военные действия, и их учет в работе педагога
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-3-80-88
Аннотация
Целью статьи является анализ психолого-педагогических особенностей детей, переживших военные действия, и определение специфики профессиональной деятельности педагога с такими детьми. Методы. Анализ и обобщение научных и методических источников, опрос, контент-анализ. Результат. Разработаны рекомендации педагогу по взаимодействию с детьми из зон боевых действий с разными вариантами проявлений посттравматического стрессового расстройства. Вывод. Работа педагога с детьми, пережившими военные действия, ориентирована на интеграцию детей в образовательный процесс с учетом их психолого-педагогических особенностей, обусловленных посттравматическим стрессовым расстройством.
Ключевые слова
Об авторах
С. Б. СпиридоноваРоссия
Спиридонова Светлана Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, ВГСПУ.
Волгоград
А. С. Шубина
Россия
Шубина Анна Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования и развития, ВГСПУ.
Волгоград
О. А. Карпушова
Россия
Карпушова Ольга Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии профессиональной деятельности, ВГСПУ.
Волгоград
Список литературы
1. Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная терапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 3. С. 46-72.
2. Еремина Л. Ю. Система социально-психологической работы с детьми, переживающими последствия чрезвычайных ситуаций // Системная психология и социология. 2011. № 4(11). С. 61-71.
3. Захарова Н., Милехина А., Баева А., Велисевич Д. Психические последствия пережитого стресса у детей, возвращенных из зоны боевых действий // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 75-1. С. 42-46.
4. Казенная Е. В. Современные зарубежные исследования посттравматического стрессового расстройства и его лечения эффективными психотерапевтическими методами у взрослых // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 110-119.
5. Овчаренко Л. Ю. Система психологической помощи детям беженцев // Системная психология и социология. 2014. № 4(12). С. 54-64.
6. Панишева О. В., Логинов А. В. Особенности социализации, обучения и воспитания «детей войны» // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2016. Т. 2. С. 352-360.
7. Сулейманова Р. В., Ермилова Н. Ш. Педагогическое сопровождение детей из зон вооруженных конфликтов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. №3. С. 79-83.
8. Тарабрина Н. В. Психологические последствия воздействия стрессоров высокой интенсивности: посттравматический стресс // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 6. С. 20-33.
9. Цуциева Ж. Ч. Психология посттравматического стрессового расстройства у детей, жертв террористических актов, и концептуально-технологические основы ее коррекции // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 2(45). С. 113-137.
Рецензия
Для цитирования:
Спиридонова С.Б., Шубина А.С., Карпушова О.А. Психолого-педагогические особенности детей, переживших военные действия, и их учет в работе педагога. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(3):80-88. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-3-80-88
For citation:
Spiridonova S.B., Shubina A.S., Karpushova O.A. Psychological and Pedagogical Characteristics of Children who Went Through Military Operations and their Consideration in Teacher's Work. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(3):80-88. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-3-80-88