Типичные ошибки студентов арабов при изучении фонетики русского языка как иностранного
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-93-99
Аннотация
Цель – выявить и систематизировать типичные фонетические ошибки студентов арабов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ), связанные, как с особенностями фонетической системы русского языка, так и с интерференцией навыков, характерных для произношения в их родном языке.
Методы. В качестве методов исследования использованы следующие: наблюдение, сравнение, теоретический анализ, обобщение, направленные на выявление наиболее типичных фонетических ошибок студентов арабов в процессе обучения их фонетике русского языка как иностранного.
Результаты. В статье рассматриваются примеры интерференции навыков родного арабского на процесс усвоения системы гласных, согласных и ударения, с которыми студенты иностранцы сталкиваются в процессе изучения русского языка как иностранного. Такого рода трудности являются следствием специфики устройства фонетической системы, с одной стороны русского языка и, с другой стороны, родного арабского языка студентов. При этом характерные трудности в овладении студентами звуковой стороны русского языка как иностранного возможно систематизировать в виде типичных фонетических ошибок в их устной речи. Анализируются характер и причины фонетических ошибок, допускаемых студентами арабами в результате интерференции родного языка в процессе изучения РКИ. Подчеркивается, что успешное преодоление интерференции родного языка, при этом, зависит от совместных усилий преподавателя РКИ и самих студентов-иностранцев.
Выводы. Успешное овладение фонетическими навыками РКИ студентами арабами возможно при прогнозировании, учете и профилактике типичных фонетических ошибок, обусловленных особенностями фонетического строя русского языка и интерферирующим влиянием фонетических навыков, характерных для их родного языка.
Об авторе
К. А. СултанаеваРоссия
Султанаева Кизилгюль Алисултановна кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и истории русского языка.
Махачкала
Список литературы
1. Аббас Я. Х. Лингвоориентированная методика преподавания русского языка как иностранного в арабской аудитории // Мир русского слова. Языкознание и литературоведение. СПб. 2009. № 4.
2. Антибас И. А. Влияние фонетических различий русского и арабского языков на обучение чтению РКИ арабских студентов // Евразийское научное объединение. 2016. № 2 (14). С. 65-66.
3. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. 5-е издание. М.: Русский язык, 1977. 944 с.
4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Под ред. Г. А. Золотовой. 4-е издание. М.: Русский язык, 2001. 720 с.
5. Гилемшина А. Г., Евдокимова А. Г., Балтаева В. Т. Опыт преподавания русского языка в арабоязычной аудитории: трудности, с которыми сталкиваются учащиеся // Современные проблемы науки и образования. № 2, часть 2. 2015.
6. Гранде Б. М. Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении. 2-е издание. М.: Восточная литература РАН, 2001. 592 с.
7. Зайдия С. О преподавании русского языка в Дамасском университете. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gramota.ru/biblio/magazines/ryzr/rzr2001-02/28_187 (дата обращения: 10.06.2023).
8. Иноземцева И. В. Влияние интерференции на изучение русского языка как неродного в современной образовательной среде // Sciences of Europe. Языкознание и литературоведение. № 77. 2021. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru›Научныестатьи›russkogo-yazyka-kak. (дата обращения: 11.06. 2023).
9. Кожухова Н. Е. Учёт родного языка учащихся как категория методики (явления интерференции и транспозиции) // Актуальные проблемы до-вузовской подготовки: материалы 1-й науч.-метод. конф. преподавателей факультета профориентации и довузовской подготовки. Минск: БГМУ, 2017. С. 75-81.
10. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. Ярцевой В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1990. 683 с.
11. Налиткина О. В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 88. СПб., 2009. С. 170-174.
12. Парочкина М. М. Проблемы при обучении фонетике русского языка учащихся из арабских стран // Наука через призму времени. 2018. № 4 (13). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_07000420432/ (дата обращения: 13.06. 2023).
13. Розанова С. П. Динамика внутриязыковой лексической интерференции и ее нейтрализация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. М., 2009. Т. 1. С. 67-74.
14. Рыжих В. И. Грамматические категории русского и арабского языков в сравнительно-историческом освещении. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22630 (дата обращения: 04.06.2023).
15. Форум русистов России, стран Северной Африки и Ближнего Востока: Сборник научно-методических статей и сообщений / Под общей ред. Т. М. Балыхиной. М.: Изд-во РУДН, 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Султанаева К.А. Типичные ошибки студентов арабов при изучении фонетики русского языка как иностранного. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(1):93-99. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-93-99
For citation:
Sultanaeva K.A. Typical Phonetic Mistakes of Arab Students Studying Russian as a Foreign Language. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(1):93-99. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-93-99