Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Типичные ошибки студентов арабов при изучении фонетики русского языка как иностранного

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-93-99

Аннотация

Цель – выявить и систематизировать типичные фонетические ошибки студентов арабов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ), связанные, как с особенностями фонетической системы русского языка, так и с интерференцией навыков, характерных для произношения в их родном языке.

Методы. В качестве методов исследования использованы следующие: наблюдение, сравнение, теоретический анализ, обобщение, направленные на выявление наиболее типичных фонетических ошибок студентов арабов в процессе обучения их фонетике русского языка как иностранного.

Результаты. В статье рассматриваются примеры интерференции навыков родного арабского на процесс усвоения системы гласных, согласных и ударения, с которыми студенты иностранцы сталкиваются в процессе изучения русского языка как иностранного. Такого рода трудности являются следствием специфики устройства фонетической системы, с одной стороны русского языка и, с другой стороны, родного арабского языка студентов. При этом характерные трудности в овладении студентами звуковой стороны русского языка как иностранного возможно систематизировать в виде типичных фонетических ошибок в их устной речи. Анализируются характер и причины фонетических ошибок, допускаемых студентами арабами в результате интерференции родного языка в процессе изучения РКИ. Подчеркивается, что успешное преодоление интерференции родного языка, при этом, зависит от совместных усилий преподавателя РКИ и самих студентов-иностранцев.

Выводы. Успешное овладение фонетическими навыками РКИ студентами арабами возможно при прогнозировании, учете и профилактике типичных фонетических ошибок, обусловленных особенностями фонетического строя русского языка и интерферирующим влиянием фонетических навыков, характерных для их родного языка.

Об авторе

К. А. Султанаева
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Россия

Султанаева    Кизилгюль     Алисултановна кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и истории русского языка.

Махачкала



Список литературы

1. Аббас Я. Х. Лингвоориентированная методика преподавания русского языка как иностранного в арабской аудитории // Мир русского слова. Языкознание и литературоведение. СПб. 2009. № 4.

2. Антибас И. А. Влияние фонетических различий русского и арабского языков на обучение чтению РКИ арабских студентов // Евразийское научное объединение. 2016. № 2 (14). С. 65-66.

3. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. 5-е издание. М.: Русский язык, 1977. 944 с.

4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Под ред. Г. А. Золотовой. 4-е издание. М.: Русский язык, 2001. 720 с.

5. Гилемшина А. Г., Евдокимова А. Г., Балтаева В. Т. Опыт преподавания русского языка в арабоязычной аудитории: трудности, с которыми сталкиваются учащиеся // Современные проблемы науки и образования. № 2, часть 2. 2015.

6. Гранде Б. М. Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении. 2-е издание. М.: Восточная литература РАН, 2001. 592 с.

7. Зайдия С. О преподавании русского языка в Дамасском университете. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gramota.ru/biblio/magazines/ryzr/rzr2001-02/28_187 (дата обращения: 10.06.2023).

8. Иноземцева И. В. Влияние интерференции на изучение русского языка как неродного в современной образовательной среде // Sciences of Europe. Языкознание и литературоведение. № 77. 2021. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru›Научныестатьи›russkogo-yazyka-kak. (дата обращения: 11.06. 2023).

9. Кожухова Н. Е. Учёт родного языка учащихся как категория методики (явления интерференции и транспозиции) // Актуальные проблемы до-вузовской подготовки: материалы 1-й науч.-метод. конф. преподавателей факультета профориентации и довузовской подготовки. Минск: БГМУ, 2017. С. 75-81.

10. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. Ярцевой В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1990. 683 с.

11. Налиткина О. В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 88. СПб., 2009. С. 170-174.

12. Парочкина М. М. Проблемы при обучении фонетике русского языка учащихся из арабских стран // Наука через призму времени. 2018. № 4 (13). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_07000420432/ (дата обращения: 13.06. 2023).

13. Розанова С. П. Динамика внутриязыковой лексической интерференции и ее нейтрализация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. М., 2009. Т. 1. С. 67-74.

14. Рыжих В. И. Грамматические категории русского и арабского языков в сравнительно-историческом освещении. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22630 (дата обращения: 04.06.2023).

15. Форум русистов России, стран Северной Африки и Ближнего Востока: Сборник научно-методических статей и сообщений / Под общей ред. Т. М. Балыхиной. М.: Изд-во РУДН, 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Султанаева К.А. Типичные ошибки студентов арабов при изучении фонетики русского языка как иностранного. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(1):93-99. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-93-99

For citation:


Sultanaeva K.A. Typical Phonetic Mistakes of Arab Students Studying Russian as a Foreign Language. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(1):93-99. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-93-99

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)