Компетентностный подход в современном школьном образовании
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-51-56
Аннотация
Цель. В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации современного образования, в частности, школьного образования. Особенностью школьного образования является внедрение в ее методику компетентностного подхода. Тот факт, что компетентностный подход в школах, хоть и частично, начал внедряться намного раньше, чем в вузах и колледжах, говорит о его важности и актуальности.
Методы. Анализ, синтез, обобщение, наблюдение, выводы, педагогический опыт.
Результат. Достижение первоочередных задач, а именно, формирование у школьников необходимых компетенций проявляется в особой организации образовательного процесса. Особое внимание нужно обратить на выбор содержания, форм, методов, методических приемов и средств обучения.
Вывод. Анализ соответствующей психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что компетентностный подход в образовании – формирование у обучающихся определенных необходимых компетенций. Школьные ФГОС 2-го и 3-го поколения содержат принципиально новые требования к результатам обучения. В данных документах появились термины: универсальные учебные действия, личностные, предметные и метапредметные умения, т. е. способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Важно понимать, что образование, построенное в соответствии с компетентностным подходом, имеет прикладную направленность. В частности, человек, освоивший определённую ступень образования, имеет необходимые компетенции и готов с их помощью решать соответствующие практические задачи.
Об авторах
Э. М. КаримулаеваРоссия
Каримулаева Эльмира Магомедовна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин и методики преподавания.
Махачкала
Ш. И. Аюбова
Россия
Аюбова Шуайнат Исрапиловна кандидат исторических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин и методики преподавания.
Махачкала
С. А. Алиханова
Россия
Алиханова Сайкинат Арсланалиевна кандидат политических наук, доцент, кафедра социогуманитарных дисциплин.
Махачкала
Список литературы
1. Епифанов М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой учёный, 2010. Том II. № 12 (23). С. 110-112.
2. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука, 2005. № 3. С. 27-35.
3. Каримулаева Э. М. Профессиональная компетентность как основа педагогической деятельности будущих учителей права // Педагогика и психология в современном мире. Проблемы и инновации. М., 2021. С. 83-87.
4. Каримулаева Э. М. Профессиональная компетентность как основа педагогической деятельности // Новый взгляд. Махачкала, 2022. С. 3-4.
5. Сальникова О. А. Компетентностный подход к обучению в современной школе // Проблемы современного образования, 2013. № 1. С. 182-187.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование, 2003. № 2.
Рецензия
Для цитирования:
Каримулаева Э.М., Аюбова Ш.И., Алиханова С.А. Компетентностный подход в современном школьном образовании. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(1):51-56. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-51-56
For citation:
Karimulayeva E.M., Ayubova Sh.I., Alikhanova S.A. Competence-based Approach in Modern School Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(1):51-56. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-51-56