Дивергентные задачи как средство развития функциональной грамотности младших школьников
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-41-46
Аннотация
Цель – обсуждение методических вопросов, связанных с организацией работы по использованию дивергентных задач для развития функциональной грамотности младших школьников.
Методы. Анализ, синтез, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Результат. Приведены примеры ряда ключевых дивергентных задач с методикой их подачи на уроках и организации работы над ними, которые на практике показали свою эффективность в достижении поставленной цели.
Вывод. Систематическое и методически обоснованное использование в ходе обучения математике младших школьников функциональных дивергентных задач (задач, идей и предложений), вызывающих познавательный интерес, стимулирует развитие у них функциональной грамотности.
Об авторах
Н. Г. ГашаровРоссия
Гашаров Нисред Гусуйнович кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального математического образования.
Махачкала
Х. М. Махмудов
Россия
Махмудов Хейруллах Махмудович кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального математического образования.
Махачкала
А. А. Омарова
Россия
Омарова Абидат Ахмедовна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального математического образования.
Махачкала
Список литературы
1. Гашаров Н. Г., Махмудов Х. М., Нурмагомедов Д. М. Дивергентные задачи в начальном курсе математике // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 71. Ч. 4. С. 74-78.
2. Гашаров Н. Г., Махмудов Х. М., Нурмагомедов Д. М. Дивергентные задачи как средство преодоления туннельного мышления у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5(84). С. 158-160.
3. Гашаров Н. Г., Махмудов Х. М. Дивергентные задачи на движение в начальном курсе математики // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6(67). С. 279-281.
4. Гашаров Н. Г., Махмудов Х. М., Магомедов Н. Г. Дивергентные задачи с геометрическим содержанием в начальном курсе математики // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6(61). С. 168-171.
5. Гашаров Н. Г., Махмудов Х. М. Дивергентные задачи – средство развития творческого мышления младших школьников // Начальная школа. 2014. № 2. С. 29-33.
6. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. М.: Смысл, 2016. 528 с.
7. Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4(53). С. 353-360.
8. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fioco.ru/ContentsItem/Display/2201978/ (дата обращения: 04.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М., Омарова А.А. Дивергентные задачи как средство развития функциональной грамотности младших школьников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(1):41-46. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-41-46
For citation:
Gasharov N.H., Makhmudov Kh.M., Omarova A.A. Divergent Tasks as a Means of Developing Functional Literacy of Younger Schoolchildren. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(1):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-41-46