Цели нравственного воспитания и роль педагога в развитии нравственности учащихся
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-87-96
Аннотация
Целью исследования было изучение роли и задач учителя в развитии нравственности учащихся. В статье представлен обзор мнений зарубежных и российских исследователей о цели, необходимости и условиях нравственного воспитания учащихся. Методы и исследовательские процедуры, применяемые в работе, включают сравнительно-исторический анализ научных публикаций и обобщение его результатов. Результаты. Определены основные роли педагогов в нравственном развитии учащихся, трудности нравственного воспитания в школе и причины, их обусловливающие. Выводы. Помимо родителей, которые ответственны за формирование нравственности своих детей, важную роль в этом процессе играет школа, как учреждение, транслирующее моральные ценности и способствующее нравственному развитию учащихся. При этом учитель выступает, помимо преподавателя учебных дисциплин, наставником, прививающим моральные ценности, организатором комфортной, заботливой среды, фасилитатором, консультантом и посредником между учащимися и их родителями в школе. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются учителя, в школе необходимы уроки этики, чтобы воспитывать учеников, уравновешенных и гармоничных в интеллектуальном, духовном, эмоциональном и физическом аспектах.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ФилатоваРоссия
Филатова Елена Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социологических наук социально-психологического института.
Кемерово
Список литературы
1. Савина А. К. Эволюция целей образования в педагогической теории и практике польской школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 1 (4). С. 78-88.
2. Allaberdiyeva G. S. Teachers are creators of character and moral virtues // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 724-727. URL: https://moluch.ru/archive/102/23300/ (дата обращения: 16.05.2023).
3. Alemu B. M. Enhancing the quality and relevance of higher education through effective teaching practices and instructors' characteristics. Universal Journal of Educational Research, 2014, no. 2 (9), pp. 632-647, available at: http://www.hrpub.org. DOI: 10.13189/ujer.2014.020906 (accessed: 09.05.2023).
4. Coşkun Y. Values within the context of post-modernity and their roles in happiness: a research on university students. Universal Journal of Educational Research, 2017, no. 5 (12), pp. 23312340, available at: http://www.hrpub.org. DOI: 10.13189/ujer.2017.051224 (accessed: 09.05.2023).
5. Dasari R. P. Value system and value preferences of prospective teachers of secondary schools: an Indian survey. Universal Journal of Educational Research, 2017, no. 5 (8), pp. 14031409, available at: http://www.hrpub.org. DOI: 10.13189/ujer.2017.050814 (accessed: 09.05.2023).
6. Gui K. W., Yasin M. Roles of teacher and challenges in developing students' morality. Universal Journal of Educational Research, 2020, no. 8 (3C), pp. 52-59, available at: http://www.hrpub.org. DOI: 10.13189/ujer.2020.081606 (accessed: 09.05.2023).
7. Kovats-Nemeth M. Dilemmas of cultural transmission. Universal Journal of Educational Research, 2016, no. 4 (7), pp. 1698-1707, available at: http://www.hrpub.org. DOI: 10.13189/ujer.2016.040723 (accessed: 09.05.2023).
8. Kotaiah V. Role of the teacher in development of moral values. International Journal of English Language, Literature and Translation Studies (IJELR), 2014, no. 1 (3), pp. 70-72.
9. Narinasamy I., Logeswaran A. K. Teacher as moral model - are we caring enough? World Journal of Education, 2015, no. 5 (6), pp. 1-11. DOI:10.5430/wje.v5n6p1.
10. Ogoma D. E., Alaiyemola A. O. Prospects and problems of teaching moral instructions in primary and secondary schools. International Journal of Capacity Building in Education and Management (IJCBEM), 2015, no. 2 (3), pp. 18-24.
11. Okeke C., Okoye H. The challenges facing the effective teaching and learning of religious/moral education in secondary schools. Journal of Religion and Human Relations, 2016, no. 8(1), pp. 84-95.
12. Oladipo S. E. Moral education of the child: whose responsibility? Journal of Social Science, 2009, no. 20 (2), pp. 149-156.
13. Pantic N., Wubbels T. Teachers' moral values and their interpersonal relationships with students and cultural competence. An International Journal of Research and Studies, 2012, no. (28) 3, pp. 451-460.
14. Rissanen I., Kuusisto E., Hanhimaki E. The implications of teachers' implicit theories for moral education: a case study from Finland. Journal of Moral Education, 2018, no. 47 (1), pp. 6377. DOI: 10.1080/03057240.2017.1374244.
15. Sachar G. Teacher's positive influence on learner's character formation. International Journal of Education Research and Technology (IJERT), 2015, no. 6 (2), pp. 49-52.
16. Sandeep K. Moral values in education. Journal of Humanities and Social Sciences, 2015, no. 20 (3), pp. 21-26.
17. Teo C. T. Trainee teachers as role models in moral reasoning and ethical behaviour. Journal of the NUS Teaching Academy, 2013, no. 3 (3), pp. 111-113.
18. Turan E. Z. The roles of religious culture and moral knowledge teachers in organizing their students relationships with social networks. International Journal of Higher Education, 2017, no. 6(2), pp. 43-49.
19. Vaishnavi R. K., Subikshalakshmi G., Lopamudra G. Moral education: current values in students and teachers' effectiveness in inculcating moral values in students. The International Journal of Indian Psychology, 2016, no. 4 (1), pp. 175-187.
20. Velea S., Farca S. Teacher's Responsibility in Moral and Affective Education of Children. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2013, no. 76, pp. 863-867.
21. Yashoda G., Kumar K. P. Role of the teacher in inculcating of moral values among high school pupils. IMPACT: International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature (IMPACT: IJRHAL), 2017, no. 5 (6), pp. 183-186.
Рецензия
Для цитирования:
Филатова Е.В. Цели нравственного воспитания и роль педагога в развитии нравственности учащихся. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(2):87-96. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-87-96
For citation:
Filatova E.V. The Moral Education Aims and the Teacher's Role in the Development of Students' Morality. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(2):87-96. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-87-96