Критическое мышление: основные умениевые компоненты как основа его развития
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-71-76
Аннотация
Умение критически мыслить относят к одному из основных навыков XXI века. Его развитие рассматривается в государственных образовательных стандартах как важный метапредметный образовательный результат. Цель исследования - выявление основных умениевых компонентов критического мышления. Методы. Анализ научной литературы, обобщение результатов. Результаты. В ходе анализа литературы была выявлено, что, с одной стороны, критическое мышление не сводится к формальной логике, с другой стороны, в литературе не определено, что входит в состав критического мышления кроме формальной логики. В то же время без определения структуры критического мышления, умений, которые входят в его состав как умственной деятельности, вряд ли возможно его эффективное развитие. Теоретический анализ статей по проблеме исследования и рассмотрение заданий, предлагаемых как средство развития критического мышления, позволил выделить состав умений критического мышления и описать их. Выводы. Разработка и решение задач и заданий, направленных на формирование компонентов критического мышления, позволит не только развить его, но и овладеть умением работать с информацией.
Об авторах
Н. С. ПодходоваРоссия
Подходова Наталья Семеновна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики обучения математике и информатике.
Санкт-Петербург
О. Ю. Терентьева
Россия
Терентьева Ольга Юрьевна - аспирант, кафедра методики обучения математике и информатике.
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Арзуманиян Н. И. Вероятностный стиль мышления: сущность понятия и свойства // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veroyatnostnyy-stil-myshleniya-suschnost-ponyatiya-i-svoystva/viewer (дата обращения: 01.05.2023).
2. Боброва А. С. Критическое мышление или логика? // Логико-философские штудии. 2018. Т. 16. № 3. URL: https://ojs.philoso-phy.spbu.ru/index.php/lphs/article/view/636/624 (дата обращения: 09.05.2023).
3. Бунина В. Г. От информационного общества к обществам знания // Право и управление. XXI век. 2008. № 2 (7). С. 43-48
4. Дворяткина С. Н. Вероятностное мышление и его роль в учебной деятельности студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veroyatnostnoe-myshlenie-i-ego-rol-v-uchebnoy-deyatelnosti-studentov/viewer (дата обращения: 01.05.2023).
5. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3-10.
6. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский язык. 2002. № 29. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200202902 (дата обращения: 01.05.2023).
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Academia, 2005. 173 с.
8. Пономарев Ю. И. Особенности формирования вероятностного мышления учащихся // Наука и школа. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-veroyatnostnogo-myshleniya-uchaschihsya/viewer (дата обращения: 01.05.2023).
9. Степанова М. А. Мышление // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 М-Я / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 669 с.
10. Хоменко И. В. Теоретические проблемы неформальной логики: конфликты точек зрения // Epistemology & Philosophy of Science. 2013. № 3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-neformalnoy-logiki-konflikty-tochek-zreniya-1/viewer (дата обращения: 01.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Подходова Н.С., Терентьева О.Ю. Критическое мышление: основные умениевые компоненты как основа его развития. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(2):71-76. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-71-76
For citation:
Podhodova N.S., Terentyeva O.Yu. Critical Thinking: Essential Skill Components as the Basis for its Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(2):71-76. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-71-76