Центры народных промыслов Дагестана как среда формирования художественной культуры младших школьников
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-27-33
Аннотация
Цель исследования – рассмотреть возможности использования традиционных народных промыслов в системе начального образования в целях формирования художественной культуры младших школьников. Методы. Анализ научно-методической и специальной литературы, публикаций, изучение центров народных промыслов Республики Дагестан. Результаты. Рассмотрены различные виды художественных промыслов народов Дагестана, изделия которых демонстрируют детям младшего школьного возраста способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу. С изделиями декоративно-прикладного искусства учащихся знакомятся через погружение в соответствующую среду на уроках ИЗО, в ходе экскурсий в музеи и центры народных промыслов. Использование такой среды незаменимо при обучении ИЗО, организации эстетического воспитания, так как в сознании школьников формируется уважительное и бережное отношение к культурному наследию малой родины. Выводы. В системе начального образования возможно использование центров традиционных народных промыслов как воспитательной среды. Знакомство с различными центрами народных промыслов Республики Дагестан детей младшего школьного возраста не только способствует формированию у них художественной культуры, но и прививает любовь к труду, служит средством приобщения к народной культуре Дагестана. Также в процесс творческих поисков вовлекаются педагоги, которым необходимо проводить целенаправленное исследование народных промыслов.
Об авторе
Н. А. КандаеваРоссия
Кандаева Нажибат Абдулаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования.
Махачкала
Список литературы
1. Айнуллина М. Ф. Роль музеев, фольклорных центров, центров народных промыслов в воспитательном пространстве // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/01/rol-muzeev-folklornyh-tsentrov-tsentrov-narodnyh-promyslov-v (дата обращения: 20.04.2023).
2. Алексеенко Е. В. Народное искусство и традиционная художественная культура России – системообразующий компонент непрерывной художественно-образовательной системы // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 78–81.
3. Горюнов Д. С. Развитие и сохранение национально-культурных традиций средствами народно-художественных промыслов // Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве /под ред. Г. В. Козловой. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. С. 59–80.
4. Кандаева Н. А., Бачиева Э. Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 33–37.
5. Кандаева Н. А. Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 207–209.
6. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М: Изобразительное искусство, 1983. 334с.
7. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы / отв. ред. Г. С. Маслова. М.: Наука, 1981. 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кандаева Н.А. Центры народных промыслов Дагестана как среда формирования художественной культуры младших школьников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(2):27-33. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-27-33
For citation:
Kandaeva N.A. Centers of Folk Crafts of Dagestan as a Medium for Developing the Primary Schoolchildren’s Artistic Culture. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(2):27-33. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-27-33