Условия формирования патриотического сознания старшеклассников во внеурочной деятельности
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-5-11
Аннотация
Целью исследования является рассмотрение условий формирования патриотического сознания старшеклассников через включение их во внеурочную историко-краеведческую деятельность. Основной метод – теоретический анализ психолого-педагогической, исторической, краеведческой литературы по предмету исследования. Результаты. Раскрыты сущность и содержание таких понятий, как патриотизм, патриотическое сознание, внеурочная историко-краеведческая деятельность; определены основные приемы и методы формирования патриотического сознания в процессе внеурочной историко-краеведческой деятельности старшеклассников, а также содержание некоторых форм и методов воспитательной работы по проблеме исследования. Выводы. Внеурочная историко-краеведческая деятельность обеспечивает знание истории, историко-культурного процесса, осмысление таких понятий и категорий, как патриотизм, Родина, малая Родина, Отечество, формирует патриотическое сознание у старшеклассников.
Об авторах
С. А. АлиеваРоссия
Алиева Сарият Адзиевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики.
Махачкала
С. З. Закарьяева
Россия
Закарьяева Сиядат Зиявудиновна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики.
Махачкала
Р. В. Сулейманова
Россия
Сулейманова Раисат Валиевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведеющий кафедрой педагогики.
Махачкала
Список литературы
1. Алиева С. А. Научно-методологические и прикладные основы военно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Монография. М.: Перспектива, 2017. 220 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432с.
3. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала: [б. и.], 1988. 338 с.
4. Закарьяева С. З. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях (на материале Республики Дагестан). Автореф. дисс....канд. пед. наук. Махачкала, 2005. 26с.
5. Комаров А. В. Воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историкокраеведческой деятельности. Автореф. дисс....канд. пед. наук. М., 2005. 24 с.
6. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / под ред. В. А. Сластенина. М.: Владос, 2010. 647 с.
7. Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности. Ранние работы / под ред. А. А. Леонтьева и др. М.: Смысл, 2003. 439 с.
8. Омаров О. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации. Монография. Махачкала: ДГПУ, 2010. 144с.
9. Родин А. Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 127 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2012. 705с.
11. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и углублению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 15.01.2023).
12. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2009 № 273-ФЗ // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата 15.01.2023).
13. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 223 с.
Рецензия
Для цитирования:
Алиева С.А., Закарьяева С.З., Сулейманова Р.В. Условия формирования патриотического сознания старшеклассников во внеурочной деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(2):5-11. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-5-11
For citation:
Alieva S.A., Zakaryaeva S.Z., Suleymanova R.V. Conditions for Forming the Patriotic Consciousness of High School Students in Extracurricular Local History Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(2):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-5-11