Творческий потенциал и самоактуализация личности студента-психолога
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-110-115
Аннотация
Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязей между отдельными показателями самоактуализации и творческого потенциала студентов-психологов.
Методы. Для изучения уровня самоактуализации студентов использовался «Опросник личностной ориентации» (ЛиО) Э. Шострома; творческий потенциал студентов был исследован с применением «Методики диагностики личностной креативности» Ф. Вильямса (адаптация Е. Е. Туник) и «Методики «Диагностика творческих склонностей» Н. Ф. Вишняковой.
Результаты. Анализ результатов эмпирического исследования показал существование устойчивых корреляционных связей между структурными компонентами самоактуализации и показателями творческого потенциала у студентов-психологов.
Выводы. Существует взаимосвязь между реактивной чувствительностью, показывающей уровень выраженности отзывчивости на чувства и нужды других людей, и любознательностью – важной характеристикой творческой личности. Также установлено, что чем выше творческий потенциал личности, тем более отзывчива она на чувства и нужды других людей, склонна к развитию широких интимных взаимоотношений с ними без ожиданий и обязательств, признаёт важность самоактуализации и поддерживает ценности самоактуализирующейся личности.
Ключевые слова
Об авторе
М. К. ОмароваРоссия
Омарова Марина Карахановна - доцент, кандидат психологических наук, кафедра общей и социальной психологии.
Махачкала
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Путь к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с.
2. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Дисс. … д-ра психол. наук. Психологический институт РАО. М., 1996. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osnovy-razvitiya-kreativnosti-v-professionalnoi-akmeologii (дата обращения: 15.07.2021)
3. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия / ответственный редактор К. В. Сельченок. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. 592 с.
4. Даринская Л. A. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. СПб., 2005. 293 с.
5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
6. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
7. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://opentextnn.ru/man/maslou-abraham-motivacija-i-lichnostsamoaktualizirovannye-ljudi-issledovaniepsihologicheskogo-zdorovja/PSYLIB. Самопознание и наше мышление. Психологические книги: психологическая библиотека клуба «Познай себя» (дата обращения: 19.08.2021)
8. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 274 с.
9. Рындак В. Г., Мещерякова Л. B. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций): монография. М.: Педагогический вестник, 1998. 116 с.
10. Шкетик Е. В. Творческий потенциал личности: подходы к определению феномена, компоненты, особенности развития // Аксиологические проблемы педагогики. Смоленск. 2014. № 6. С. 153-157.
Рецензия
Для цитирования:
Омарова М.К. Творческий потенциал и самоактуализация личности студента-психолога. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(3):110-115. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-110-115
For citation:
Omarova M.K. Creative Potential and Self-Actualization of the Personality of a Psychology Student. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(3):110-115. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-110-115