Информационные и коммуникационные технологии в специальном и инклюзивном образовании
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-42-46
Аннотация
Цель – рассмотреть тенденции развития цифровых технологий и их возможности для использования в специальном (дефектологическом) и инклюзивном образовании. Использование информационных и коммуникационных средств позволяют создать адаптивные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом утраченных или нарушенных функций для компенсаторной перестройки организма.
Методы. Анализ общей и специальной литературы по вопросам использования цифровых технологий в дефектологической науке и специальном и инклюзивном образовании, собеседование, наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение.
Результаты. Проведённый анализ по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в специальном и инклюзивном образовании показывает актуальность их использования в различных образовательных системах для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Выводы. Эффективность использования информационных и коммутационных средств и технологий способствует более активного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессы обучения и воспитания и освоению профессиональных компетенций.
Об авторах
Д. М. МаллаевРоссия
Маллаев Джафар Михайлович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, ДГПУ, членкорр., Российская академия образования (РАО).
Махачкала
О. А. Бажукова
Россия
Бажукова Оксана Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедрa коррекционной педагогики и специальной психологии, ДГПУ.
Махачкала
О. Г. Болдинова
Россия
Болдинова Ольга Геннадьевна - научный сотрудник, иcполняющий обязанности заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, Институт коррекционной педагогики РАО.
Москва
Список литературы
1. Александров Д. А. Специфика цифровизации в сфере образования // Будущее российских корпораций: стратегическое развитие и эффективное управление. 2018. С. 12-13.
2. Карпов А. А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ // Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27).
3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология, 1994. № 5. 55 c.
4. Маллаев Д. М., Гасанова З. З., Омарова П. О. Инклюзивное образование в вопросах и ответах: пособие для родителей. Махачкала, 2018. 72 с.
5. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Инклюзивное образование и психосоциальная работа. Махачкала, 2018. 72 с.
6. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А. Инклюзивное профессиональное образование. Махачкала, 2018. 72 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маллаев Д.М., Бажукова О.А., Болдинова О.Г. Информационные и коммуникационные технологии в специальном и инклюзивном образовании. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(3):42-46. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-42-46
For citation:
Mallaev D.M., Bazhukova O.A., Boldinova O.G. Information and Communication Technologies in Special and Inclusive Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(3):42-46. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-3-42-46