Взаимосвязь семейных отношений с профессиональными интересами у подростков
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-1-92-97
Аннотация
Цель исследования заключалась в выявлении психологических механизмов взаимосвязи семейных отношений с мотивацией и формированием профессиональных интересов у подростков.
Методы. Изучение мотивации обучающихся с помощью теста системного профиля мотивации (СПМ) Б. Н. Рыжова и методики «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпуна; исследование типов семейных отношений с помощью методики «Взаимодействие родитель – ребенок» И. М. Марковской, опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР – Подростки о родителях) в модификации З. Матейчик и П. Ржичан; исследование профессиональных интересов обучающихся, с помощью методики «Профессиональные намерения» А. П. Чернявской, методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока в модификации А. И. Сибил.
Результаты. Доказана связь типа мотивации, семейных отношений с формируемыми профессиональными интересами в старшем подростковом возрасте. Можно утверждать, что существует взаимозависимость между характером мотивации и семейными отношениями, которая в свою очередь влияет на формирование профессиональных интересов старших подростков.
Выводы. В ходе исследования определены преобладающие виды мотивации, ими оказались мотивация альтруизма и самосохранения. Преобладающими профессиональными предпочтениями старших подростков оказываются предметные области, связанные с биологией и химией. Наименее предпочитаемыми оказались интересы в областях физики и строительства.
Об авторе
Р. А. АхмедхановаРоссия
Ахмедханова Рукият Амирхановна - доцент, кандидат психологических наук, кафедра общей и социальной психологии.
Махачкала
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2001. 299 с.
2. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //fisfactor.ru/concepcii/downloads/selye_stress_bez_disstressa.pdf (дата обращения 14.09.2020).
3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
4. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение учащихся // Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. 297 с.
5. Голомшток A. E. Выбор профессии и формирование личности школьника М., [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2019/03/28/729aafa88fb984af880082dbeef00e59/belousova-akdissertatsiya.pd (дата обращения: 22.10.2020)
6. 3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М: Политиздат, 2006. 223 с.
7. Климов Е. А. Путь в профессию. С-Пб., 2014. 190 с.
8. Климов Е. А., Чистякова С. Н. Основы производства. Выбор профессии. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2007. 64 с.
9. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38.
10. Сорокоумова Г. В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте. М.: Наука, 2019. 89 с.
11. Харчева В. Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности. М., 2013. 46 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ахмедханова Р.А. Взаимосвязь семейных отношений с профессиональными интересами у подростков. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(1):92-97. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-1-92-97
For citation:
Akhmedkhanova R.A. The Interconnect of Family Relations with Adolescents’ Professional Interests. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(1):92-97. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-1-92-97